Описание
Существует множество стандартов в области управления корпоративной архитектурой, например TOGAF или BizBOK, но они написаны либо с позиции ИТ, либо позиции бизнеса, авторский курс «Управление бизнес-архитектурой организации» это попытка объединить все полезное, что есть в различных стандартах, но с учетом практического использования в различных организациях.
В начале курса рассматриваются основные понятия управления архитектурой организации, а именно, объект управления, жизненный цикл объекта управления, взаимосвязи объектов управления, их целевое состояние, а также архитектурные требования и архитектурный долг. Основной вопрос, на который дается ответ в начале курса, зачем необходимо управлять архитектурой, что значит «хорошая» архитектура организации, и что будет если архитектурой в организации не управлять. Многие подходы к архитектурному управлению, рассматриваемые в курсе были апробированы на уровне управления информационными технологиями, и теперь «поднимаются» на уровень бизнеса.
В рамках курса дается перечень архитектурных объектов, таких как: цели, продукты, услуги, процессы, цепочки добавленной ценности, функции и способности, а также подразделения и компетенции и некоторые другие. При этом многообразие организаций не требует применения всех объектов, и можно сосредоточиться на ключевых.
Ключевым отличием данного курса, является подход, когда архитектура рассматривается не только с точки зрения внутренней структуры организации, но и с точки зрения внешнего окружения организации, и главное соответствия нашей организации требованиям внешнего окружения.
Практика показывает, что для качественного архитектурного управления важна архитектурная база, на основе которой строится управление архитектурой, и в рамках данного курса мы ссылочно рассмотрим другие подходы, стандарты, дисциплины и методики, которые потребуются для выстраивания архитектурного управления в организации. Фактически в рамках курса будет дан перечень компетенций, которые необходимы для роли бизнес-архитектора в организации.
Также в рамках курса верхне-уровнево будет рассмотрены и элементы ИТ-архитектуры, но ниже уровня информационных систем и программного обеспечения мы опускаться не будем, и уж точно не будем изучать, как проектируются информационные системы.
В завершении курса мы рассмотрим требования к инструменту, поддерживающему управление корпоративной архитектурой, и оценим соответствие существующих инструментов данным требованиям.Цели
Целевая аудитория
Предварительная подготовка
Разбираемые темы
-
1.Что такое архитектура организации
-
Понятие управления, цикл управления
-
Понятие объекта управления и архитектурного объекта
-
Понятие корпоративной архитектуры, взаимосвязь объектов управления
-
Практика: определение объектов корпоративной архитектуры
-
-
2.Управление архитектурой организации
-
Существующее и целевое состояние архитектурных объектов
-
Требования к объектам управления и их взаимосвязям
-
Понятие архитектурного соответствия и архитектурного долга
-
Практика: определение объектов, для которых необходимо целевое состояние
-
-
3.Мета-модель архитектуры организации
-
Перечень архитектурных объектов
-
Взаимосвязи между объектами
-
Точки зрения на архитектурное хранилище
-
Практика: определение объектов метамодели и их взаимосвязей
-
-
4.Цели, проекты и их архитектура
-
Понятие цели и проекта
-
Требования к цели и проекту и их атрибутам
-
Архитектура целей и архитектура проектов
-
Связи целей и проектов с другими объектами
-
Практика: построение реестра целей и карты взаимосвязи целей
-
-
5.Клиенты, жизненные ситуации, пути клиента и их архитектура
-
Понятие жизненной ситуации и пути клиента
-
Требования к жизненной ситуации, пути клиента и их атрибутам
-
Архитектура жизненных ситуаций
-
Связи жизненной ситуации, пути клиента с другими объектами
-
Практика: построение пути клиента
-
-
6.Продукты, услуги и их архитектура
-
Понятие продукта и услуги
-
Требования к продуктам и сервисам и их атрибутам
-
Архитектура продуктов
-
Связи продуктов и услуг с другими объектами
-
Практика: построение карты продуктов/услуг
-
-
7.Процессы, цепочки добавленной ценности и их архитектура
-
Понятие процесса и цепочки добавленной ценности
-
Требования к процессам, цепочкам добавленной ценности и их атрибутам
-
Архитектура процессов
-
Связи процессов с другими объектами
-
Практика: определение процессов и сборка их в цепочку добавленной ценности
-
-
8.Функции, способности и их архитектура
-
Понятие функции и способности
-
Требования к функциям, способностям и их атрибутам
-
Архитектура функций
-
Связи функций с другими объектами
-
Практика: определение реестра функций и построение карты способностей
-
-
9.Подразделения, компетенции и их архитектура
-
Понятие подразделения и компетенции
-
Требования к подразделениям, компетенциям и их атрибутам
-
Архитектура компетенций
-
Связи компетенций с другими объектами
-
Практика: определение матрицы компетенций
-
-
10.Домены, данные и их архитектура
-
Понятие данных
-
Требования к данным и их атрибутам
-
Архитектура данных
-
Связи данных с другими объектами
-
Практика: определение реестра данных и ключевых атрибутов
-
-
11.ИТ-сервисы и информационные системы и их архитектура
-
Понятие ИТ-сервиса и информационной системы (ИТ-ландшафт)
-
Требования к ИТ-сервисам и информационным системам и их атрибутам
-
Архитектура ИТ-ландшафта
-
Связи ИТ-сервисов и информационных систем с другими объектами
-
Практика: определение ИТ-ландшафта
-
-
12.Инструментарий управления архитектрой организации
-
Целевое видение инструментария
-
Краткий обзор существующих решений
-
-
Итого на курс 24 часа: теория – 12 ч (50%), практика – 12ч (50%)