7 ноября 2020 1127
На конференции SQA Days одна из спикеров выступила с докладом на тему «Ловушки заказного тестирования».
Мне понравилось это выступление, но я увидел в нем некую незавершенность. Поэтому на следующей конференции SQA Days я выступил с докладом на тему «Как возникают ловушки заказного тестирования».

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»


На конференции SQA Days одна из спикеров выступила с докладом на тему «Ловушки заказного тестирования».

Мне понравилось это выступление, но я увидел в нем некую незавершенность. Поэтому на следующей конференции SQA Days я выступил с докладом на тему «Как возникают ловушки заказного тестирования».

Но давайте по порядку.

Спикер выделила три стереотипа заказчика – жадность, лень и тупость (с).

Жадность

Команда тестирования просит дополнительное время на тестирование. Заказчик возражает, утверждает: «Вы хотите раздуть бюджет». При этом объяснения команды тестирования: увеличение объема тестируемого функционала, опоздания в разработке, нечеткие требования, большая плотность дефектов – не принимаются во внимание.

Спикер доклада объясняет это тем, что заказчику не хватает понимания ситуации, прозрачности процесса, уверенности в результате. И предлагает рассказать ему про риски, снижение качества, приоретизировать тестируемые области, определять критерии окончания тестирования и приемки.

Мне кажется, что заказчик имеет полное право выдвигать такие возражения, поскольку в предыдущих проектах:

  • Не показывались отдельно расходы на обеспечение качества (не только тестирование!)

  • Более эффективная разработка обусловила меньшие объемы затрат на тестирование

  • Затраты на тестирование не обеспечили приемлемое качество продукта (однако были значительными) из-за общей низкой процессной культуры

  • Были организованы тендеры, где одним из критериев отбора является обоснованная стоимость проекта

Лень

Команда тестирования не планирует писать документацию по тестированию продукта. Заказчик возражает, что им просто лень! При этом объяснения команды тестирования - мы не писали тест-план и тест-кейсы, потому что на это не было времени; мы этого не делали, потому что об этом не договаривались; мы не напишем отчет о тестировании, потому что активности не фиксировались; заказчик смотрел и согласился – не  принимаются во внимание.

В докладе спикер объясняет это тем, что и в этом случае заказчику не хватает понимания ситуации, прозрачности процесса, уверенности в результате. И предлагает объяснять ему то, что тест-план и тестовую стратегию всегда надо писать и утверждать, следует выделять ответственного за бизнес-область со стороны заказчика, всегда записывать сценарии  и предупреждать заказчика о рисках.

Мне кажется, что заказчик имеет полное право выдвигать такие возражения, поскольку в предыдущих проектах:

  • Отсутствие именно этих действий/артефактов привело к провалу проекта

  • Команда тестирования действительно ленилась и не оформляла обещанные результаты (например, планы тестирования), за которые было заплачено

  • Ни разу не была представлена объективная оценка качества проекта, не было возможности контролировать его ход

  • Были организованы тендеры, где одним из критериев отбора является обоснованная степень следования процессам заказчика

Тупость

Команда тестирования утверждает, что все они - специалисты высокого класса и могут выполнить свою работу хорошо. Заказчик утверждает, что команда – не более чем «высококлассные маускликеры», и просит показать сертификаты. При этом объяснения команды: для тестирования конкретной области нужны отдельные специалисты; у нас нет сертификатов, зато есть опыт и навыки – не  принимаются во внимание.

Спикер опять аргументирует это тем, что заказчику не хватает понимания ситуации, прозрачности процесса, уверенности в результате. И предлагает объяснять ему про то, что необходимость создавать артефакты тестирования, объяснять важность ручного тестирования, иметь портфолио.

Мне кажется, что заказчик имеет полное право выдвигать такие возражения, поскольку в предыдущих проектах:

  • В проваленных проектах его тоже уверяли, что у них есть опыт и знания

  • Декларация опыта и знаний проектной команды не подтверждалась никакими  артефактами (результатами успешно завершенных проектов)

  • Имеется опыт успешных проектов, выполненных квалифицированной командой;

  • Были организованы тендеры, где одним из критериев отбора является наличие подтвержденной квалификации команды проекта

Корни

Как мы уже поняли, для всех стереотипов спикер доклада отмечала, что заказчику не хватает понимания ситуации, прозрачности процесса и уверенности в результате.

Но давайте по порядку.

  • Понимания ситуации – а зачем заказчику ее понимать?

  • Прозрачность процесса – а зачем заказчику его видеть?

  • Уверенности в результате – у заказчика есть основания быть неуверенным

Даже сами названия стереотипов трактуются по-разному:

Жадность

  • Заказчик - Разумная экономия

  • Команда проекта - Прибыльность

Лень

  • Заказчик - Экономия усилий

  • Команда проекта - Экономия затрат

Тупость

  • Заказчик - Необходимость гарантий

  • Команда проекта - А почему бы и не получить сертификаты, подтверждающие имеющиеся опыт и знание

Таким образом:

  • Стереотипы в значительной степени сформированы самими проектными командами

  • Необходимо не преодоление сложившихся (и продолжающих складываться) стереотипов, но прекращение их активного формирования

  • Разные проектные команды пожинают «успехи» друг друга

  • Необходима координация усилий, прежде всего в части управления ожиданиями заказчика.

  • Следует не воспитывать заказчика, а делать проекты, удовлетворяющие его разумным ожиданиям

Остается только вопрос, как же избежать ловушек заказного тестирования? :) 

А вы как думаете? Оставляйте свои комментарии.

Ваш гуру, Александр

Последние статьи в блоге

Платформа сертификации IBS признана лучшим digital-решением для корпоративного обучения

Центр сертификации IBS стал обладателем Гран-при премии «Смарт пирамида» — одной из самых престижных российских премий за достижения в области обучения и развития человеческого капитала.

20 декабря 2024

Учебный центр IBS получил сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015

В октябре 2024 года Учебный центр IBS получил сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Это важное достижение подтверждает, что мы придерживаемся высоких стандартов качества и результативно управляем образовательными процессами организации.

19 декабря 2024

9 курсов со скидкой до 50%

Друзья, в январе стартует 9 курсов, обучение на которых можно купить со скидкой до 50%*! 

15 декабря 2024

8 заблуждений про тестирование

Тестирование программного обеспечения окружено множеством заблуждений. Эти стереотипы нередко приводят к недопониманию его реальной роли и важности для успешного создания продуктов. Рассмотрим восемь самых распространенных мифов о тестировании и объясним, почему они не соответствуют действительности.

15 декабря 2024

Путь к Fullstack-тестировщику: что нужно знать о ручном и автоматизированном тестировании?

Тестирование программного обеспечения — одна из самых востребованных областей в IT. И часто новички и даже опытные специалисты, желающие строить свою карьеру в этом направлении, часто сталкиваются с вопросом: какое тестирование выбрать — ручное, автоматизированное или Fullstack? У каждого из этих направлений свои особенности, преимущества и требования к знаниям. В этой статье рассмотрим каждое из направлений, их плюсы и минусы, области применения и навыки, необходимые для успеха.

15 декабря 2024

Совет по развитию сертификации ИТ-специалистов при АПКИТ аккредитовал «Платформу сертификации IBS»

Директор департамента обучения и развития IBS Владимир Гернер участвовал в заседании Совета по сертификации ИТ-специалистов при АПКИТ.

Новости Жизнь компании
08 октября 2024

Java-сертификация: IBS в сравнении с Oracle

Игорь Судакевич рассказывает, почему сертификаты могут стать важным инструментом для достижения карьерных целей.

Новости
04 октября 2024

Исследование IBS: число новых ИТ-решений в реестре ПО выросло в 2023 году более чем на треть

Анализируем ситуацию на рынке российского ПО.

Жизнь компании
01 октября 2024

6 суперспособностей Fullstack-тестировщиков, которые напоминают навыки животных

Читайте о скиллах, которые делают тестировщиков востребованными на рынке труда.

27 сентября 2024

5 мифов о системных аналитиках

Вместе с Екатериной Тихомировой, специалистом по системному и бизнес-анализу, разбираемся, чем занимаются системные аналитики.

20 сентября 2024

Методология 12 факторов: как успешно разрабатывать облачные приложения

Андрей Бирюков рассказывает о методологии, которая помогает разрабатывать качественные, устойчивые и эффективные веб-приложения.

12 сентября 2024

Баги, которые стали фичами

Многие вещи, которые мы используем ежедневно, были случайно открыты. В честь дня тестировщика рассказываем про 5 багов, которые стали фичами.

09 сентября 2024

Шаблоны облачного проектирования

Читайте про наиболее популярные шаблоны облачного проектирования: шаблон Bulkhead и шаблон Sidecar.

06 сентября 2024

Бесплатные мини-курсы ко Дню знаний

Друзья, поздравляем с Днём знаний! Желаем любопытства, открытий и новых побед!

02 сентября 2024

5 курсов со скидкой 30%

Друзья, в сентябре стартует 5 курсов со скидкой 30%*

29 августа 2024

Исследование IBS: на одну вакансию в Java-разработке приходится 4 резюме

По данным исследования рекрутингового центра IBS, наибольшая конкуренция среди соискателей наблюдается среди Python-разработчиков: на одну вакансию приходится 10 резюме. В менее конкурентной среде находятся Java-разработчики (4 резюме на одну вакансию). Самыми дефицитными являются специалисты по языку Go: менее 2 резюме на одну вакансию.

28 августа 2024

Индексирование баз данных в PostgreSQL: погружение в тему

В продолжение серии статей об устройстве системы управления базами данных (СУБД) PostgreSQL (раз, два) смотрим, как ускорить выполнение запросов к базе данных с помощью индексов.

28 августа 2024

Книги для системных и бизнес-аналитиков, а также будущих и нынешних архитекторов

Наш коллега, архитектор информационных систем Сергей Политыко, поделился полезными книжными рекомендациями.

Жизнь компании
19 августа 2024

Сценарии кибератак с использованием ИИ. Внутренний периметр.

Кибератаки, направленные на внутренние периметры организаций, становится особенно актуальной темой. Внутренние атаки могут происходить как от злоумышленников с доступом к ресурсам, так и извне, используя уязвимости внутренней инфраструктуры. Использование ИИ в таких атаках позволяет автоматизировать и улучшить процесс поиска уязвимостей, создать вредоносный код и разработать методы социальной инженерии, что увеличивает скорость и масштаб атак. Расскажем про сценарии таких атак подробнее.

16 августа 2024

Сценарии кибератак с использованием ИИ. Внешний периметр

Сценарии кибератак по внешнему периметру представляют собой модели и методы, которые злоумышленники используют для незаконного доступа к информационным системам и данным компаний через их внешние интерфейсы и сети. Это как если бы ваша компания была неприступной крепостью, а за ее воротами стояла бы армия хорошо обученных солдат-магов, которые способны разрушить крепость по щелчку пальцев. Вы уверены, что ваши высокие стены и глубокие рвы вас спасут от подобной армии?

09 августа 2024

Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

Продолжая, я подтверждаю, что ознакомлен с Условиями использования и Порядком обработки персональных данных
Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.