Для начала посмотрим qui prodest. Юрген — «писатель, лектор, разработчик, предприниматель, менеджер, блогер, читатель, мечтатель, вольнодумец и... голландец». К тому же он основатель компании Agility Scales, которая предлагает игровую программу [Mind Settlers] «для развития Agile-мышления». И основная идея его статьи, по сути, совпадает с видением его компании. Это отнюдь не означает, что Юрген Апелло заблуждается; просто его мнение, вероятно, обусловлено тем, что он считает стратегической концепцией своей компании. Должен признать, что моё мнение также в какой-то степени пристрастно, поскольку я провожу тренинги по Agile. Так что истина, скорее всего, находится где-то посередине.
В подтверждение своего мнения Юрген заявляет, что развитие программного обеспечения достигло степени, при которой нам больше не нужны курсы компьютерной грамотности. С этим я точно могу согласиться (особенно, глядя на то, как моя полуторагодовалая дочка ловко находит картинки и видео на бабушкином iPhone). Однако у этого аргумента есть слабое место. Чтобы пользоваться смартфоном, нужно использовать установленные на нем программы — значит, в любом случае необходимо научиться их использовать. Для того чтобы быть Agile, вовсе необязательно использовать программное обеспечение. Прекрасно работают и старые добрые маркерные доски, стикеры и флипчарты. Даже если у нас будет компьютерная программа для развития мышления в духе Agile (она, я полагаю, точно появится), как минимум для тех, кто применяет Agile -подходы, потребуются другие методы обучения.
Я полностью согласен с мыслью Юргена о том, что «фокус [в Agile-тренингах] неизбежно сместится с изучения теории и обучения на практическое исследование возможностей». Именно это сейчас и происходит. Всё меньше тренингов и курсов фокусируются на голой теории и всё больше опираются на обучение через применение Agile в рамках тренинга. Отчасти это происходит потому, что сейчас доступен (в основном бесплатно) огромный объем теоретических материалов на любую тему, включая Agile. Но реальная причина — общие тенденции развития образования. Этот переход обусловлен более глубоким пониманием человеческого интеллекта и разработкой новых подходов к обучению на основе этого понимания. Поэтому новые технологии являются катализатором, но не причиной происходящих изменений.
Изменение Agile-тренингов, в частности смещение фокуса с теоретического к практическому обучению, неизбежно, но это не катастрофа и уж тем более не смерть. Это естественное эволюционное развитие. И новые технологии, вроде приложений и платформы Agility Scales, станут не надгробием на могиле индустрии Agile-тренингов, а одной из основ её дальнейшего развития.