1 сентября 2021 14952
Сфера IT развивается настолько динамично, что всем, кто в ней работает, приходится постоянно учиться, доучиваться и повышать свою квалификацию. Как учиться наиболее эффективно и успешно, как получить максимум отдачи от вложения в учебу самого ценного своего ресурса - времени? 
“Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать,
а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.”
Элвин Тоффлер
Сфера IT развивается настолько динамично, что всем, кто в ней работает, приходится постоянно учиться, доучиваться и повышать свою квалификацию.
Как учиться наиболее эффективно и успешно, как получить максимум отдачи от вложения в учебу самого ценного своего ресурса - времени?






Я недавно прочитала отличную книгу Барбары Оакли “Думай как математик” и почерпнула оттуда много отличных идей, которыми хочу с вами поделиться.
Оакли пишет о том, как лучше всего изучать математику и естественные науки. Впрочем, ее рекомендации так же хорошо подходят и для обучения в области IT, и даже для овладения иностранными языками.

Сфокусированное и рассеянное мышление

Одна из ключевых идей книги: у человека есть два режима мышления: сфокусированный и рассеянный, и оба важны для учебы.
В сфокусированном режиме мы сосредоточены на некой задаче, мыслим сознательно, последовательно и аналитически.
В рассеянном режиме мозг продолжает обдумывать задачу незаметно, подсознательно. Это можно сравнить с работой приложения в фоновом режиме. Именно из рассеянного мышления рождаются инсайты, необычные решения и гениальные догадки. Разумеется, эти инсайты не берутся из ниоткуда, это результат обработки информации, усвоенной в сфокусированном режиме.
В повседневной жизни мы переключаемся между этими видами мышления, сами того не замечая. Оакли рекомендует научиться переключаться по собственному желанию и чередовать эти режимы - это поможет учиться лучше.
Между интенсивными занятиями необходимо делать перерывы и дать время мозгу поработать над новой информацией или поставленным заданием “в фоне”.

Как читать учебную литературу

Конечно, читать учебную литературу следует иначе, чем мы читаем развлекательную, ведь у нас другая цель.
Вот несколько рекомендаций, которые я проверила на себе и сочла полезными.

“Мыслительный насос”

Оакли рекомендует перед тем, как начинать чтение раздела или главы, бегло просмотреть материал и составить общую картину. Обратите внимание на заголовки, выделенные слова и фразы, диаграммы, иллюстрации, вопросы в конце. Это помогает упорядочить мысли и создать в мозгу “нейронные зацепки”, которые поспособствуют усвоению информации.
В другой отличной книге, “Психологии критического мышления” Дайаны Халперн, я встречала описание похожей, но более основательной техники.

“ОВЧИП”


По-английски эта техника называется “SQ3R” (Survey, Question, Read, Recite, Review), по-русски - «Обзор, Вопросы, Чтение, Изложение, Повторение». Аббревиатуру “ОВЧИП” я составила сама :) Чтобы запомнить, можно представить себе овцу с чипом.




Кстати, создание мнемонических аббревиатур и зрительных ассоциаций - эффективный способ улучшить запоминание информации. И нестрашно, если они выглядят нелепо и странно, главное, что помогают запомнить :)

В чем заключается эта техника?
Обзор - первый этап изучения текста, как раз то, что Барбара Оакли называет включением “мыслительного насоса”, поверхностное ознакомление с общей структурой текста. Во время обзора нужно поставить себе вопросы к тексту - это даже эффективнее, чем отвечать на предложенные составителями учебника вопросы, данные в начале или конце раздела. Можно, например, превращать в вопросы заголовки разделов. Если после прочтения раздела вы не можете ответить на поставленные к этому разделу вопросы, это значит, что информация не усвоена.
Только после этого переходите собственно к чтению. Когда читаете, полезно делать записи (о конспектах чуть дальше).
После того, как вы прочитали текст, вам нужно изложить прочитанный материал, ответив на поставленные ранее вопросы - про себя или (что даже лучше) вслух или письменно. Важно: это нужно делать, не подглядывая в свои записи.
И последний этап - проверка. Еще раз пройдитесь по материалу, обратите внимание на то, что не удалось или было сложно вспомнить, убедитесь, что ваши ответы были точными. Это помогает закрепить знания.


Подключение разных типов памяти

Существуют различные типы памяти - зрительная, двигательная, слуховая, наглядно-образная и так далее.
Очень способствует запоминанию информации подключение разных типов памяти.
Именно поэтому полезно конспектировать - и Оакли, и Халперн это советуют, да многие наверняка и по себе это знают.
Оакли предостерегает от подчеркивания и выделения текста в книге, это ведь никак не помогает перенести информацию в вашу голову, а лишь создает иллюзию, что мы обратили особое внимание и что-то запомнили.
Если же вы подчеркиваете текст, чтобы потом повторить по-быстрому самое главное, то лучше уж делать записи - они послужат той же цели, но еще и реально помогут запомнить информацию. Когда мы пишем, то подключаем двигательный тип памяти.
Кстати, считается, что писать от руки эффективнее, чем вводить текст с клавиатуры, но это уж решайте сами. Возможно, если вы печатаете чаще, чем пишете (скорее всего, так и есть), то вам полезнее будет как раз набирать текст конспекта.
Бывало такое, что сознательно вспомнить трудно, как правильно пишется то или иное слово или нужная команда языка программирования, а начинаете печатать - и “руки помнят”? У меня бывает.
Еще один вариант - читать вслух. Таким образом включается дополнительно слуховая память. Лично мне это особенно помогает в изучении иностранных языков. Однако, если вам предстоит, например, рассказывать о какой-нибудь технологии на собеседовании или устном экзамене, чтение вслух тоже может быть полезно.

“Повторенье - мать ученья”

Это старая правдивая пословица, правда, не все правильно понимают, что такое повторение и как повторять эффективно.
Простое перечитывание текста несколько раз подряд - это не то повторение, которое мать ученья. Помогает ли это запомнить? Да вот не факт. Текст становится более знакомым, мы его узнаем, и нам кажется, что он отложился у нас в голове. Возможно, только кажется.
Повторение, которое действительно помогает - это попытка самостоятельно воспроизвести материал, извлечь новые знания из памяти. Например, как в описанной выше технике - непосредственно после прочтения. Перечитывать есть смысл только с интервалами, допустим, через день, чтобы закрепить.
Конечно, повторять нужно и позднее, причем неоднократно. Нейронные связи укрепляются, когда мы вспоминаем.
Особенно эффективно повторение перед сном. Думаю, многим в школьные годы советовали перед контрольной ложиться спать с учебником под подушкой. А ведь действительно помогает, но только если перед сном повторить :)
Вообще здоровый сон необходим для хорошей памяти. Тем, кто хронически не высыпается, сложно по-настоящему усваивать новые знания. Во время сна информация “перезаписывается” из кратковременной памяти в долговременную.
Повторять можно в самых разных ситуациях: когда гуляете или едете в транспорте, чистите зубы или занимаетесь чем-нибудь монотонным вроде уборки - руки заняты, а голова свободна. Полезно повторять не только за своим столом, но и в других местах - чтобы в непривычной ситуации нужная информация не вылетела из головы.
Перед экзаменом, тестом, сертификацией можно повторять “по нарастающей” - каждый день чуть больше, чем в предыдущий.
Если вы посетили мастер-класс, тренинг или еще какое-нибудь практическое занятие, очень полезно после него еще раз решить учебные задачи или выполнить упражнения. Это на занятии казалось, что всё получается, а дома, сами сможете? Затем можно решить похожие задачи. Таким образом действительно закрепляются полученные навыки.
Впрочем, решать много однотипных заданий подряд, когда уже всё понятно и получается легко, довольно бессмысленно. Лучше двигаться дальше.

Продолжение следует.


Курсы по тестированию ПО.

Последние статьи в блоге

В Учебном центре IBS планируется запуск курсов по продуктам TData

Читайте о стратегическом соглашении TData и IBS и наших новых курсах

11 июня 2025

Компетенции бизнес-аналитиков: Junior и Middle в сравнении

В условиях динамично развивающейся ИТ-индустрии важно чётко понимать, какие навыки и знания необходимы для успешной работы на каждом этапе карьерного пути. Сегодня обсудим разницу в компетенциях ИТ бизнес-аналитиков уровней Junior и Middle. Если вы только начинаете свой путь в ИТ бизнес-анализе или, наоборот, уже обладаете некоторым опытом, этот материал поможет вам понять, какие навыки необходимы на каждом уровне и как развиваться дальше.

Новости
05 июня 2025

Лимит на сбои. Как понять, что система перегружена, а не просто плохо сделана?

Оценить производительность системы непросто, а контролировать еще сложнее. Как сделать так, чтобы внедряемая или уже эксплуатируемая система справлялась с нагрузками? Можно ли в этом вопросе полностью положиться на разработчиков ПО или вендоров? И кто в итоге будет отвечать за все простои системы? Рассказывает Николай Марченко, директор отделения нагрузочного тестирования компании IBS. Начать следует с того, что разбираться с последствиями возможных сбоев в любом случае придется тем, кто работает непосредственно с системой. Поэтому о вопросах производительности лучше задуматься еще на этапе внедрения.

Новости
03 июня 2025

Кто такой аналитик 1С?

Аналитик 1С — это специалист, который занимается оптимизацией бизнес-процессов с использованием программного обеспечения 1С. Его задача — анализировать существующие процессы, выявлять недостатки и разрабатывать решения для повышения эффективности. Аналитик переводит бизнес-требования в технические задания для разработчиков, становясь мостом между пользователями и ИТ-отделом. Эта роль требует как технических знаний, так и навыков коммуникации, что позволяет вносить значительный вклад в развитие компании и улучшение её конкурентоспособности.

Новости
28 мая 2025

Разбор задачи: UML-диаграмма классов для системы регистрации на курсы

Несколько дней назад мы предложили вам решить задачу — спроектировать диаграмму классов для системы регистрации студентов на учебные курсы в университете. Сегодня публикуем один из возможных вариантов решения. Сравните его с вашим и оцените, какие элементы вы отразили верно, а где можно усилить проработку.

22 мая 2025

Бизнес-аналитик и системный аналитик в ИТ: кто есть кто и в чем разница

Современные ИТ-проекты — будь то корпоративные решения, мобильные приложения или интеграционные платформы — требуют точного понимания как бизнес-целей, так и технических ограничений. На пересечении этих задач появляются две ключевые роли: бизнес-аналитик (БА) и системный аналитик (СА). Несмотря на схожесть направлений деятельности, эти специалисты действуют на разных уровнях и выполняют разные функции. Рассмотрим, кто они, каковы их зоны ответственности, чем они похожи, а чем принципиально отличаются.

21 мая 2025

5 распространенных ошибок в работе системных аналитиков

Ошибки системных аналитиков редко видны сразу, но последствия могут быть весьма заметными. Срыв сроков, недовольство заказчика, бесконечные правки требований, ощущение, что проект «расползается» — это часто не проблема менеджмента, а не выявленные вовремя аналитические ошибки и риски. Мы регулярно анализируем дипломные проекты выпускников курса «Системный аналитик» — не ради оценок, а чтобы понять, какие трудности реально возникают на практике, и обозначить направления для дальнейшего развития навыков. Даже у мотивированных специалистов с практическим опытом есть «слепые» зоны. Где-то не хватает чёткости в декомпозиции, где-то — качества проработки связей между сущностями, понимания архитектуры. Даже отсутствие умения аргументировать выбор решений перед бизнесом может негативно повлиять на проект. Мы вместе с Екатериной Тихомировой — практикующим аналитиком с более чем десятилетним опытом — разобрали некоторые типичные ошибки и риски, и способы, как их предотвратить.

20 мая 2025

Итоги работы Центра сертификации IBS

Центр сертификации IBS начал свою работу в апреле 2023 года, поэтому мы традиционно подводим итоги работы в апреле-мае. Прошедший год стал для нас периодом важных изменений. В 2024 году произошло несколько знаковых событий: наша команда обновила программы сертификации системных аналитиков и Java-разработчиков, подготовила к запуску сертификацию бизнес-аналитиков, получила аккредитацию от АПКИТ и стала обладателем Гран-при премии «Смарт пирамида». Рассказываем подробнее, каких результатов мы достигли в уходящем году и как это отразилось на нашей работе.

Новости
19 мая 2025

Какой метод тестирования выбрать: черный, белый или серый ящики?

При разработке программного обеспечения важно правильно подобрать методы тестирования. Это ключевой шаг для того, чтобы гарантировать высокое качество продукта. Понимание различных подходов, таких как тестирование черного, белого и серого ящика, помогает специалистам лучше находить ошибки и улучшать функциональность. Рассмотрим особенности, преимущества и варианты использования этих подходов.

14 мая 2025

Удостоверение, диплом и сертификат: в чем разница и что выбрать

В условиях стремительного развития технологий и постоянных изменений в бизнесе профессиональное развитие стало необходимостью. Особенно это актуально для специалистов в сфере IT и смежных отраслях. После прохождения курсов в учебных центрах слушатели могут получить один из трех типов документов: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке или сертификат. Несмотря на внешнюю схожесть, эти документы различаются по юридической силе, назначению и значимости для карьеры. Разберемся в этом подробнее.

12 мая 2025

Выгодный май — на курсы залетай!

Друзья, спешим поделиться отличной новостью — вы можете получить скидки до 40% на наши популярные курсы. Это отличная возможность улучшить навыки и инвестировать в профессиональное развитие по более выгодной цене. Выбирайте направление и подавайте заявку прямо сейчас!

05 мая 2025

Кейс: кастомизация курса по Jira

Кейс по проведению кастомизированного курса «Основы Jira» для крупной российской компании, занимающейся производством цифровой техники.

05 мая 2025

Зачем специалистам по 1С изучать системный анализ и архитектуру ПО

Как системный анализ и архитектура ПО помогают эффективнее работать в 1С.

29 апреля 2025

Банка Nutella, IT, ESG — что общего?

Когда вы читали этикетку на продукте не из-за состава, а из-за ESG-маркировки?

25 апреля 2025

Каковы плюсы и минусы монолитной и микросервисной архитектуры при разработке ИТ-продуктов?

Монолитная и микросервисная архитектуры представляют собой два различных подхода к разработке ИТ-продуктов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

25 апреля 2025

Станьте архитектором ПО с выгодой! Только в апреле сэкономьте 20 000 ₽ и получите новый модуль по микросервисам в подарок

24 апреля стартует обучение на комплексной программе «Архитектор ПО. Путь к мастерству в проектировании систем»*.

14 апреля 2025

Архитектурные ошибки в корпоративных системах, которые могут создать проблемы в долгосрочной перспективе

В основе любой информационной системы — сложная структура. Спроектировать ее не легче, чем построить дом. Какие ошибки можно допустить при планировании ИТ-архитектуры, и в чем их основные причины? К чему они могут привести в долгосрочной перспективе и как этого избежать? Рассказывает Михаил Рощин, заместитель директора отделения управления проектами и архитектуры IBS.

Новости
10 апреля 2025

Кейс: Интенсив по управлению проектами для промышленной компании

Мы адаптировали курс по управлению проектами под запрос команды крупной промышленной компании и провели обучение. Вот что из этого вышло.

27 марта 2025

Кейс: Обучение сотрудников крупной компании работе с ClickHouse

Рассказываем, как мы организовали обучение команды работе с этой новой для заказчика технологией и каких результатов достигли.

19 марта 2025

Платформа сертификации IBS получила аккредитацию АПКИТ

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) приняла новый регламент сертификации ИТ-специалистов.

Новости
10 марта 2025

Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.