1 сентября 2021 14485
Сфера IT развивается настолько динамично, что всем, кто в ней работает, приходится постоянно учиться, доучиваться и повышать свою квалификацию. Как учиться наиболее эффективно и успешно, как получить максимум отдачи от вложения в учебу самого ценного своего ресурса - времени? 
“Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать,
а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.”
Элвин Тоффлер
Сфера IT развивается настолько динамично, что всем, кто в ней работает, приходится постоянно учиться, доучиваться и повышать свою квалификацию.
Как учиться наиболее эффективно и успешно, как получить максимум отдачи от вложения в учебу самого ценного своего ресурса - времени?






Я недавно прочитала отличную книгу Барбары Оакли “Думай как математик” и почерпнула оттуда много отличных идей, которыми хочу с вами поделиться.
Оакли пишет о том, как лучше всего изучать математику и естественные науки. Впрочем, ее рекомендации так же хорошо подходят и для обучения в области IT, и даже для овладения иностранными языками.

Сфокусированное и рассеянное мышление

Одна из ключевых идей книги: у человека есть два режима мышления: сфокусированный и рассеянный, и оба важны для учебы.
В сфокусированном режиме мы сосредоточены на некой задаче, мыслим сознательно, последовательно и аналитически.
В рассеянном режиме мозг продолжает обдумывать задачу незаметно, подсознательно. Это можно сравнить с работой приложения в фоновом режиме. Именно из рассеянного мышления рождаются инсайты, необычные решения и гениальные догадки. Разумеется, эти инсайты не берутся из ниоткуда, это результат обработки информации, усвоенной в сфокусированном режиме.
В повседневной жизни мы переключаемся между этими видами мышления, сами того не замечая. Оакли рекомендует научиться переключаться по собственному желанию и чередовать эти режимы - это поможет учиться лучше.
Между интенсивными занятиями необходимо делать перерывы и дать время мозгу поработать над новой информацией или поставленным заданием “в фоне”.

Как читать учебную литературу

Конечно, читать учебную литературу следует иначе, чем мы читаем развлекательную, ведь у нас другая цель.
Вот несколько рекомендаций, которые я проверила на себе и сочла полезными.

“Мыслительный насос”

Оакли рекомендует перед тем, как начинать чтение раздела или главы, бегло просмотреть материал и составить общую картину. Обратите внимание на заголовки, выделенные слова и фразы, диаграммы, иллюстрации, вопросы в конце. Это помогает упорядочить мысли и создать в мозгу “нейронные зацепки”, которые поспособствуют усвоению информации.
В другой отличной книге, “Психологии критического мышления” Дайаны Халперн, я встречала описание похожей, но более основательной техники.

“ОВЧИП”


По-английски эта техника называется “SQ3R” (Survey, Question, Read, Recite, Review), по-русски - «Обзор, Вопросы, Чтение, Изложение, Повторение». Аббревиатуру “ОВЧИП” я составила сама :) Чтобы запомнить, можно представить себе овцу с чипом.




Кстати, создание мнемонических аббревиатур и зрительных ассоциаций - эффективный способ улучшить запоминание информации. И нестрашно, если они выглядят нелепо и странно, главное, что помогают запомнить :)

В чем заключается эта техника?
Обзор - первый этап изучения текста, как раз то, что Барбара Оакли называет включением “мыслительного насоса”, поверхностное ознакомление с общей структурой текста. Во время обзора нужно поставить себе вопросы к тексту - это даже эффективнее, чем отвечать на предложенные составителями учебника вопросы, данные в начале или конце раздела. Можно, например, превращать в вопросы заголовки разделов. Если после прочтения раздела вы не можете ответить на поставленные к этому разделу вопросы, это значит, что информация не усвоена.
Только после этого переходите собственно к чтению. Когда читаете, полезно делать записи (о конспектах чуть дальше).
После того, как вы прочитали текст, вам нужно изложить прочитанный материал, ответив на поставленные ранее вопросы - про себя или (что даже лучше) вслух или письменно. Важно: это нужно делать, не подглядывая в свои записи.
И последний этап - проверка. Еще раз пройдитесь по материалу, обратите внимание на то, что не удалось или было сложно вспомнить, убедитесь, что ваши ответы были точными. Это помогает закрепить знания.


Подключение разных типов памяти

Существуют различные типы памяти - зрительная, двигательная, слуховая, наглядно-образная и так далее.
Очень способствует запоминанию информации подключение разных типов памяти.
Именно поэтому полезно конспектировать - и Оакли, и Халперн это советуют, да многие наверняка и по себе это знают.
Оакли предостерегает от подчеркивания и выделения текста в книге, это ведь никак не помогает перенести информацию в вашу голову, а лишь создает иллюзию, что мы обратили особое внимание и что-то запомнили.
Если же вы подчеркиваете текст, чтобы потом повторить по-быстрому самое главное, то лучше уж делать записи - они послужат той же цели, но еще и реально помогут запомнить информацию. Когда мы пишем, то подключаем двигательный тип памяти.
Кстати, считается, что писать от руки эффективнее, чем вводить текст с клавиатуры, но это уж решайте сами. Возможно, если вы печатаете чаще, чем пишете (скорее всего, так и есть), то вам полезнее будет как раз набирать текст конспекта.
Бывало такое, что сознательно вспомнить трудно, как правильно пишется то или иное слово или нужная команда языка программирования, а начинаете печатать - и “руки помнят”? У меня бывает.
Еще один вариант - читать вслух. Таким образом включается дополнительно слуховая память. Лично мне это особенно помогает в изучении иностранных языков. Однако, если вам предстоит, например, рассказывать о какой-нибудь технологии на собеседовании или устном экзамене, чтение вслух тоже может быть полезно.

“Повторенье - мать ученья”

Это старая правдивая пословица, правда, не все правильно понимают, что такое повторение и как повторять эффективно.
Простое перечитывание текста несколько раз подряд - это не то повторение, которое мать ученья. Помогает ли это запомнить? Да вот не факт. Текст становится более знакомым, мы его узнаем, и нам кажется, что он отложился у нас в голове. Возможно, только кажется.
Повторение, которое действительно помогает - это попытка самостоятельно воспроизвести материал, извлечь новые знания из памяти. Например, как в описанной выше технике - непосредственно после прочтения. Перечитывать есть смысл только с интервалами, допустим, через день, чтобы закрепить.
Конечно, повторять нужно и позднее, причем неоднократно. Нейронные связи укрепляются, когда мы вспоминаем.
Особенно эффективно повторение перед сном. Думаю, многим в школьные годы советовали перед контрольной ложиться спать с учебником под подушкой. А ведь действительно помогает, но только если перед сном повторить :)
Вообще здоровый сон необходим для хорошей памяти. Тем, кто хронически не высыпается, сложно по-настоящему усваивать новые знания. Во время сна информация “перезаписывается” из кратковременной памяти в долговременную.
Повторять можно в самых разных ситуациях: когда гуляете или едете в транспорте, чистите зубы или занимаетесь чем-нибудь монотонным вроде уборки - руки заняты, а голова свободна. Полезно повторять не только за своим столом, но и в других местах - чтобы в непривычной ситуации нужная информация не вылетела из головы.
Перед экзаменом, тестом, сертификацией можно повторять “по нарастающей” - каждый день чуть больше, чем в предыдущий.
Если вы посетили мастер-класс, тренинг или еще какое-нибудь практическое занятие, очень полезно после него еще раз решить учебные задачи или выполнить упражнения. Это на занятии казалось, что всё получается, а дома, сами сможете? Затем можно решить похожие задачи. Таким образом действительно закрепляются полученные навыки.
Впрочем, решать много однотипных заданий подряд, когда уже всё понятно и получается легко, довольно бессмысленно. Лучше двигаться дальше.

Продолжение следует.


Курсы по тестированию ПО.

Последние статьи в блоге

Системный аналитик 100 lvl — дорожная карта развития

Все, что нужно знать для роста в профессии: какие блоки знаний проседают у системных аналитиков больше всего, на какие компетенции важно обратить внимание, чтобы двигать карьеру дальше, и как подтвердить соответствие своего уровня единому стандарту качества.

23 декабря 2024

Платформа сертификации IBS признана лучшим digital-решением для корпоративного обучения

Центр сертификации IBS стал обладателем Гран-при премии «Смарт пирамида» — одной из самых престижных российских премий за достижения в области обучения и развития человеческого капитала.

20 декабря 2024

Учебный центр IBS получил сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015

В октябре 2024 года Учебный центр IBS получил сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Это важное достижение подтверждает, что мы придерживаемся высоких стандартов качества и результативно управляем образовательными процессами организации.

19 декабря 2024

9 курсов со скидкой до 50%

Друзья, в январе стартует 9 курсов, обучение на которых можно купить со скидкой до 50%*! 

15 декабря 2024

8 заблуждений про тестирование

Тестирование программного обеспечения окружено множеством заблуждений. Эти стереотипы нередко приводят к недопониманию его реальной роли и важности для успешного создания продуктов. Рассмотрим восемь самых распространенных мифов о тестировании и объясним, почему они не соответствуют действительности.

15 декабря 2024

Путь к Fullstack-тестировщику: что нужно знать о ручном и автоматизированном тестировании?

Тестирование программного обеспечения — одна из самых востребованных областей в IT. И часто новички и даже опытные специалисты, желающие строить свою карьеру в этом направлении, часто сталкиваются с вопросом: какое тестирование выбрать — ручное, автоматизированное или Fullstack? У каждого из этих направлений свои особенности, преимущества и требования к знаниям. В этой статье рассмотрим каждое из направлений, их плюсы и минусы, области применения и навыки, необходимые для успеха.

15 декабря 2024

Совет по развитию сертификации ИТ-специалистов при АПКИТ аккредитовал «Платформу сертификации IBS»

Директор департамента обучения и развития IBS Владимир Гернер участвовал в заседании Совета по сертификации ИТ-специалистов при АПКИТ.

Новости Жизнь компании
08 октября 2024

Java-сертификация: IBS в сравнении с Oracle

Игорь Судакевич рассказывает, почему сертификаты могут стать важным инструментом для достижения карьерных целей.

Новости
04 октября 2024

Исследование IBS: число новых ИТ-решений в реестре ПО выросло в 2023 году более чем на треть

Анализируем ситуацию на рынке российского ПО.

Жизнь компании
01 октября 2024

6 суперспособностей Fullstack-тестировщиков, которые напоминают навыки животных

Читайте о скиллах, которые делают тестировщиков востребованными на рынке труда.

27 сентября 2024

5 мифов о системных аналитиках

Вместе с Екатериной Тихомировой, специалистом по системному и бизнес-анализу, разбираемся, чем занимаются системные аналитики.

20 сентября 2024

Методология 12 факторов: как успешно разрабатывать облачные приложения

Андрей Бирюков рассказывает о методологии, которая помогает разрабатывать качественные, устойчивые и эффективные веб-приложения.

12 сентября 2024

Баги, которые стали фичами

Многие вещи, которые мы используем ежедневно, были случайно открыты. В честь дня тестировщика рассказываем про 5 багов, которые стали фичами.

09 сентября 2024

Шаблоны облачного проектирования

Читайте про наиболее популярные шаблоны облачного проектирования: шаблон Bulkhead и шаблон Sidecar.

06 сентября 2024

Бесплатные мини-курсы ко Дню знаний

Друзья, поздравляем с Днём знаний! Желаем любопытства, открытий и новых побед!

02 сентября 2024

5 курсов со скидкой 30%

Друзья, в сентябре стартует 5 курсов со скидкой 30%*

29 августа 2024

Исследование IBS: на одну вакансию в Java-разработке приходится 4 резюме

По данным исследования рекрутингового центра IBS, наибольшая конкуренция среди соискателей наблюдается среди Python-разработчиков: на одну вакансию приходится 10 резюме. В менее конкурентной среде находятся Java-разработчики (4 резюме на одну вакансию). Самыми дефицитными являются специалисты по языку Go: менее 2 резюме на одну вакансию.

28 августа 2024

Индексирование баз данных в PostgreSQL: погружение в тему

В продолжение серии статей об устройстве системы управления базами данных (СУБД) PostgreSQL (раз, два) смотрим, как ускорить выполнение запросов к базе данных с помощью индексов.

28 августа 2024

Книги для системных и бизнес-аналитиков, а также будущих и нынешних архитекторов

Наш коллега, архитектор информационных систем Сергей Политыко, поделился полезными книжными рекомендациями.

Жизнь компании
19 августа 2024

Сценарии кибератак с использованием ИИ. Внутренний периметр.

Кибератаки, направленные на внутренние периметры организаций, становится особенно актуальной темой. Внутренние атаки могут происходить как от злоумышленников с доступом к ресурсам, так и извне, используя уязвимости внутренней инфраструктуры. Использование ИИ в таких атаках позволяет автоматизировать и улучшить процесс поиска уязвимостей, создать вредоносный код и разработать методы социальной инженерии, что увеличивает скорость и масштаб атак. Расскажем про сценарии таких атак подробнее.

16 августа 2024

Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

Продолжая, я подтверждаю, что ознакомлен с Условиями использования и Порядком обработки персональных данных
Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.