Помимо того, что я Agile-коуч, психолог и философ-любитель, я ещё и счастливый отец замечательной девочки. И, как и многие родители, сталкиваюсь с тем, что научить ребёнка убирать за собой игрушки непросто. Часто для того, чтобы по квартире можно было безопасно передвигаться, приходится по несколько раз на дню наводить порядок.
Я читал несколько статей о том, как родители используют Scrum или Kanban, чтобы помочь детям организоваться и внести немного порядка. Но в тех статьях шла речь о детях школьного возраста. А если твоей дочке всего 3? Я бы сделал ей Kanban-карточки, но она не умеет читать. Ещё одна проблема: я могу, конечно, сделать карточку “Убрать игрушки”, но для неё это может быть слишком сложно, и не даст той динамики, которую я хочу создать: возможность видеть свой прогресс. А что если разделить уборку игрушек на маленькие шаги и нарисовать то, что надо сделать? И я решил попробовать.
Я зашёл в комнату, где Лана играет. Весь пол был покрыт слоем самых разных игрушек. Кое-где были места, куда шагнуть было можно, но очень аккуратно, чтобы на что-нибудь не наступить. Доченька поиграла.
“Хорошо”, сказал я себе,- “Давай посмотрим, что я смогу придумать”. Я проанализировал, какие игрушки сейчас разбросаны по комнате. Их можно было разделить на 3 группы: машинки, динозавры и мягкие игрушки. Я решил для каждого вида нарисовать отдельную Kanban-карточку.
- Зайка, давай поиграем в игру. Смотри, мы сейчас с тобой нарисуем карточки с твоими игрушками, которые надо убрать. Что это такое?
- Динозавр!
- Да. У тебя есть динозавры. А ещё у тебя какие есть игрушки?
- Машинки.
- Давай нарисуем машинку.
- Хорошо!
- А что я нарисовал сейчас?
- Это мишка!
- Точно. Это будут все твои мягкие игрушки. Теперь пойдём в комнату.
У нас есть доска, на которой можно рисовать мелом, и она оказалась чистой.
- Смотри. Вот тут у нас будет три части. Красная – то, что нам надо сделать. Белая – то, что мы делаем сейчас. Зелёная – то, что готово. Что ты хочешь убрать сначала: динозавров, машинки или мягкие игрушки?
- Машинку!
- А потом?
- Мишку!
- Ну, а потом динозавтров?
- Да!
Я наклеил стикеры на доску. Интересно, что из этого выйдет?
- Посмотри на доску. Что мы будем убирать первым?
- Машинку!
- Хорошо. Возьми этот листочек и переклей его в среднюю колонку. Вот. Теперь давай пойдём и уберём машинку.
Я, конечно, ей помогал, но следовал строго нашей схеме. Пока она тащила из кухни свою большую машинку-самокат, я собрал маленькие машинки в комнате.
И вот – машинки убраны на свои места.
- Зая, ты все машинки убрала на места? Посмотри, не осталось ли где-то ещё?
Она обошла комнату и внимательно посмотрела, есть ли где машинки.
- Нет.
- Хорошо. Тогда возьми эту карточку и переклей её в колонку «Готово».
Лана переклеила карточку.
- Теперь давай похлопаем себе и отпразднуем эту маленькую победу!
Она с искренним удовольствием похлопала в ладоши.
- Хорошо. Что у нас следующее?
- Мишки!
Она была явно вовлечена в эту игру.
- Точно! Переклей карточку с мишкой в среднюю колонку.
Через пару минут все мягкие игрушки были сложены в коробку. Она переклеила карточку с мишками, и мы вместе похлопали в ладоши.
С начала эксперимента прошло около 10 минут, а пол в комнате был полностью свободен от игрушек, и все они лежали на своих местах. Довольная собой Лана хлопала в ладоши и радовалась тому, что все карточки оказались в колонке “Готово”, а в комнате воцарился порядок. И я был бесконечно доволен своей дочкой – всё-таки она у меня такая умничка!
Это была бы история успеха: я внедрил Kanban для трёхлетки. Но на самом деле всё оказалось ещё оптимистичней! На следующий день в обед она подошла ко мне и сказала: “Папа, давай сыграем в твою игру с карточкам”? И мы снова сделали Kanban и навели порядок в комнате.
Вечером того же дня мы вместе сделали расширенную версию: она сама добавила туда пару типов игрушек (конструктор и пластилин), попросила заменить мишку на коровку на карточке для мягких игрушек, и мы добавили туда же горшок, зубную щётку и книжку со сказками – так наш Kanban позволил нам плавно объединить уборку игрушек с ритуалом отхода ко сну.
Я не знаю, сколько продержится наша эта игра и как быстро она надоест Лане (или мне). Но за эти два вечера я убедился в двух вещах. Во-первых, в невероятной силе Agile-инструментов и принципов самоорганизации, сотрудничества, грамотной декомпозиции и визуального менеджмента. Эти инструменты настолько хороши, что даже трёхлетка способна их понять. Во-вторых, прежде чем отбрасывать какие-то вещи, как заведомо не подходящие, стоит подумать о том, как их можно адаптировать к имеющейся среде и уровню подготовки участников, проверить на практике, и лишь потом делать выводы.