18 сентября 2018 2438
Недавно я общался со Стивом Портером из scrum.org о дисфункциональных взаимодействиях между Владельцем Продукта и Командой Разработки в Скраме. Этот разговор напомнил мне об идее Джордана Питерсона: настоящее доверие - это акт мужества.  В этой статье я попытался раскрыть эту идею применительно к Скрам-команде. 
Недавно я общался со Стивом Портером из scrum.org о дисфункциональных взаимодействиях между Владельцем Продукта и Командой Разработки в Скраме. Этот разговор напомнил мне об идее Джордана Питерсона: настоящее доверие - это акт мужества. В этой статье я попытался раскрыть эту идею применительно к Скрам-команде. 

Часто человек, только что прошедший тренинг для Владельцев Продукта, вдохновлён идеями самоорганизации и считает, что Скрам - самый лучший способ решения сложных проблем и что самоорганизующаяся Команда Разработки - лучший способ сделать правильные вещи правильно (и быстро). Как истинный евангелист Agile он старается продвигать Agile-подходы всеми доступными способами. Вдохновлённый и уверенный в эффективности самоорганизующейся команды, он доверяет Команде Разработки: они сделают всё необходимое, чтобы выполнить Бэклог Спринта и достичь Цели Спринта. Многие считают, что наличие такого вдохновенного Владельца Продукта - ключ к успеху Скрама. 

Что неизбежно происходит дальше? Команда Разработки терпит неудачу. Рано или поздно это случается с каждой командой (даже если они крайне пессимистичны в прогнозах и сверхвысокопроизводительны). Такая неудача вызывает вопросы у Владельца Продукта. Почему они потерпели неудачу? Достаточно ли я им доверял? Или, может быть, я слишком доверял? Почему они не оправдали мое доверие? Велика вероятность, что у Владельца Продукта были обязательства перед стейкхолдерами, которые недовольны результатами Спринта. Владелец Продукта расстроен (и, возможно, чувствует обиду). 

Но доверял ли он Команде Разработки? 

makarkin_blog_18_09-min.jpg

Если это доверие было основано на наивном представлении, что команда сможет сделать все, если ей доверяют, можем ли мы считать это доверием. Или это просто наивность? Доверие является необходимым условием для достижения командой максимальной производительности и вовлечённости, но оно само по себе не гарантирует успех. Мы живем в сложном мире и трудимся над созданием ценности, решая комплексные проблемы. Всегда есть что-то, чего мы не знаем. Всегда есть изменения. Всегда чего-то не хватает. А это значит, что иногда мы неизбежно терпим неудачу. 

Владельцу Продукта теперь надо решить, как действовать дальше. Он может подумать "Как я могу предотвратить повторение такой истории?". Он хочет узнавать плохие новости заранее, чтобы подготовиться (и подготовить своих стейкхолдеров). Он может решить регулярно проверять Команду Разработки, чтобы убедиться, что они делают, и делают ли они то, что от них ожидается.

Работают ли они над наиболее ценным элементом Бэклога? 

Не превысили ли трудозатраты первоначальные оценки? 

Решают ли разработчики проблему так, как она должна быть решена? 

Это создает тенденцию к микроменеджменту, и в конечном итоге такие проверки превращаются в ежедневные (или ежечасные) совещания о статусе проекта. 

Как это отразится на Команде Разработки? Во-первых, подобные вопросы, даже если они выглядят невинными с точки зрения Владельца Продукта, с большой вероятностью воспринимаются Командой Разработки не как вопросы, а как указания. Владелец Продукта наделён властью и полномочиями, а люди склонны слушать все, что говорит лицо, наделённое властью, как будто это требование, а не вопрос. Во-вторых, Команда Разработки будет чувствовать, что им не доверяют, и это чувство приведет к тому, что команда будет все больше и больше избегать принятия решений. Более того, команда теряет способность к самоорганизации: разработчики перестанут принимать собственные решения, потому что последнее слово всё равно будет за Владельцем Продукта. Таким образом, Владелец Продукта становится узким местом, в котором сходятся все информационные потоки и который принимает все решения. И в то время как он принимает всё больше решений, у команды остаётся всё меньше полномочий, поэтому он вынужден решать ещё больше. Меньшее доверие приводит к меньшему количеству решений, что снижает качество решений, а это, в свою очередь, уменьшает доверие. Замкнутый круг. Некоторые владельцы продукта застревают в этом порочном круге, думая: ”Им нельзя доверять — они слишком незрелые". Но это ошибка! Команда не может набраться опыта и достичь зрелости, потому что у них нет возможности ошибаться и учиться на своих ошибках. Дело вовсе не в команде. Владелец Продукта - вот кому не хватает зрелости. 

Что можно противопоставить такому ходу событий? Мужество. Это одна из пяти ценностей Scrum, и я бы сказал, что эта самая важная. Если у Владельца Продукта достаточно мужества, он думает примерно так: “Если я доверю им делать всю работу самостоятельно, они иногда будут терпеть неудачу. Это будет больно для меня (и, возможно, для Команды Разработки). Но доверие позволит нам двигаться быстрее, создавать больше ценности и предлагать наилучшие решения”. Поэтому он решает проявить мужество и доверять Команде Разработки, зная, что время от времени они не оправдают этого доверия. 

Вот что такое настоящее доверие. Это доверие, основанное на мудрости, а не просто наивное ожидание, что люди добьются успеха, если им дать возможность действовать самостоятельно. Да, если я буду доверять им, есть риск. Но я принимаю этот риск как необходимое условие успеха. Это мужество, которое Владелец Продукта должен взращивать в себе. Одна из наиболее важных вещей, которую Скрам-мастер может сделать для Скрам-команды, - помочь каждому в команде развить достаточно мужества для такого рода доверия. Чувствуя себя уязвимыми, иметь мужество доверять друг другу. Именно такое доверие делает Скрам эффективным, позволяет Скрам-командам процветать.

Последние статьи в блоге

Банка Nutella, IT, ESG — что общего?

Когда вы читали этикетку на продукте не из-за состава, а из-за ESG-маркировки?

25 апреля 2025

Каковы плюсы и минусы монолитной и микросервисной архитектуры при разработке ИТ-продуктов?

Монолитная и микросервисная архитектуры представляют собой два различных подхода к разработке ИТ-продуктов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

25 апреля 2025

Станьте архитектором ПО с выгодой! Только в апреле сэкономьте 20 000 ₽ и получите новый модуль по микросервисам в подарок

24 апреля стартует обучение на комплексной программе «Архитектор ПО. Путь к мастерству в проектировании систем»*.

14 апреля 2025

Архитектурные ошибки в корпоративных системах, которые могут создать проблемы в долгосрочной перспективе

В основе любой информационной системы — сложная структура. Спроектировать ее не легче, чем построить дом. Какие ошибки можно допустить при планировании ИТ-архитектуры, и в чем их основные причины? К чему они могут привести в долгосрочной перспективе и как этого избежать? Рассказывает Михаил Рощин, заместитель директора отделения управления проектами и архитектуры IBS.

Новости
10 апреля 2025

Кейс: Интенсив по управлению проектами для промышленной компании

Мы адаптировали курс по управлению проектами под запрос команды крупной промышленной компании и провели обучение. Вот что из этого вышло.

27 марта 2025

Кейс: Обучение сотрудников крупной компании работе с ClickHouse

Рассказываем, как мы организовали обучение команды работе с этой новой для заказчика технологией и каких результатов достигли.

19 марта 2025

Платформа сертификации IBS получила аккредитацию АПКИТ

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) приняла новый регламент сертификации ИТ-специалистов.

Новости
10 марта 2025

Специальные акции на учебные программы

У нас отличная новость для всех, кто стремится развивать свои навыки в мире ИТ.

06 марта 2025

Как остановить спам-атаку

Современный цифровой мир не обходится без рисков, и спам-атаки стали одной из наиболее распространенных угроз. Независимо от того, поступают ли они на ваш телефон, электронную почту или мессенджеры, массовые потоки таких сообщений могут быть крайне раздражающими и даже опасными. Спамеры используют эти атаки не только для рекламы, но и для мошенничества, фишинга или распространения вредоносных ссылок.

06 марта 2025

Учебный центр IBS подписал партнерское соглашение с ООО «РусБИТех-Астра», разработчиком российской операционной системы Astra Linux.

Теперь мы можем проводить авторизованное обучение по работе с Astra Linux для специалистов в области информационной безопасности.

17 февраля 2025

Двойная выгода: покупай один курс — получай второй за 50% стоимости!

Воспользуйтесь возможностью изучить более глубокие аспекты одной области — например, при покупке курса по Java, архитектуре ПО, управлению проектами, системному и бизнес-анализу, тестированию ПО и Big Data вы можете получить второй курс этой же тематики за полцены! Не упустите шанс развить свои навыки и поднять свою карьеру на новый уровень. 

29 января 2025

Сертификация преподавателя Java-разработки для крупного провайдера ИТ-обучения

Подтверждение квалификации значимо не только для ИТ-специалистов, работающих в сфере коммерческой разработки, но и для преподавателей, обучающих будущих экспертов в этой области. Делимся историей одного из преподавателей крупного провайдера ИТ-курсов, который успешно прошел Java-сертификацию.

Новости
21 января 2025

Системный аналитик 100 lvl — дорожная карта развития

Все, что нужно знать для роста в профессии: какие блоки знаний проседают у системных аналитиков больше всего, на какие компетенции важно обратить внимание, чтобы двигать карьеру дальше, и как подтвердить соответствие своего уровня единому стандарту качества.

23 декабря 2024

Платформа сертификации IBS признана лучшим digital-решением для корпоративного обучения

Центр сертификации IBS стал обладателем Гран-при премии «Смарт пирамида» — одной из самых престижных российских премий за достижения в области обучения и развития человеческого капитала.

20 декабря 2024

Учебный центр IBS получил сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015

В октябре 2024 года Учебный центр IBS получил сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Это важное достижение подтверждает, что мы придерживаемся высоких стандартов качества и результативно управляем образовательными процессами организации.

19 декабря 2024

9 курсов со скидкой до 50%

Друзья, в январе стартует 9 курсов, обучение на которых можно купить со скидкой до 50%*! 

15 декабря 2024

8 заблуждений про тестирование

Тестирование программного обеспечения окружено множеством заблуждений. Эти стереотипы нередко приводят к недопониманию его реальной роли и важности для успешного создания продуктов. Рассмотрим восемь самых распространенных мифов о тестировании и объясним, почему они не соответствуют действительности.

15 декабря 2024

Путь к Fullstack-тестировщику: что нужно знать о ручном и автоматизированном тестировании?

Тестирование программного обеспечения — одна из самых востребованных областей в IT. И часто новички и даже опытные специалисты, желающие строить свою карьеру в этом направлении, часто сталкиваются с вопросом: какое тестирование выбрать — ручное, автоматизированное или Fullstack? У каждого из этих направлений свои особенности, преимущества и требования к знаниям. В этой статье рассмотрим каждое из направлений, их плюсы и минусы, области применения и навыки, необходимые для успеха.

15 декабря 2024

Совет по развитию сертификации ИТ-специалистов при АПКИТ аккредитовал «Платформу сертификации IBS»

Директор департамента обучения и развития IBS Владимир Гернер участвовал в заседании Совета по сертификации ИТ-специалистов при АПКИТ.

Новости Жизнь компании
08 октября 2024

Java-сертификация: IBS в сравнении с Oracle

Игорь Судакевич рассказывает, почему сертификаты могут стать важным инструментом для достижения карьерных целей.

Новости
04 октября 2024

Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.