18 сентября 2018 2464
Недавно я общался со Стивом Портером из scrum.org о дисфункциональных взаимодействиях между Владельцем Продукта и Командой Разработки в Скраме. Этот разговор напомнил мне об идее Джордана Питерсона: настоящее доверие - это акт мужества.  В этой статье я попытался раскрыть эту идею применительно к Скрам-команде. 
Недавно я общался со Стивом Портером из scrum.org о дисфункциональных взаимодействиях между Владельцем Продукта и Командой Разработки в Скраме. Этот разговор напомнил мне об идее Джордана Питерсона: настоящее доверие - это акт мужества. В этой статье я попытался раскрыть эту идею применительно к Скрам-команде. 

Часто человек, только что прошедший тренинг для Владельцев Продукта, вдохновлён идеями самоорганизации и считает, что Скрам - самый лучший способ решения сложных проблем и что самоорганизующаяся Команда Разработки - лучший способ сделать правильные вещи правильно (и быстро). Как истинный евангелист Agile он старается продвигать Agile-подходы всеми доступными способами. Вдохновлённый и уверенный в эффективности самоорганизующейся команды, он доверяет Команде Разработки: они сделают всё необходимое, чтобы выполнить Бэклог Спринта и достичь Цели Спринта. Многие считают, что наличие такого вдохновенного Владельца Продукта - ключ к успеху Скрама. 

Что неизбежно происходит дальше? Команда Разработки терпит неудачу. Рано или поздно это случается с каждой командой (даже если они крайне пессимистичны в прогнозах и сверхвысокопроизводительны). Такая неудача вызывает вопросы у Владельца Продукта. Почему они потерпели неудачу? Достаточно ли я им доверял? Или, может быть, я слишком доверял? Почему они не оправдали мое доверие? Велика вероятность, что у Владельца Продукта были обязательства перед стейкхолдерами, которые недовольны результатами Спринта. Владелец Продукта расстроен (и, возможно, чувствует обиду). 

Но доверял ли он Команде Разработки? 

makarkin_blog_18_09-min.jpg

Если это доверие было основано на наивном представлении, что команда сможет сделать все, если ей доверяют, можем ли мы считать это доверием. Или это просто наивность? Доверие является необходимым условием для достижения командой максимальной производительности и вовлечённости, но оно само по себе не гарантирует успех. Мы живем в сложном мире и трудимся над созданием ценности, решая комплексные проблемы. Всегда есть что-то, чего мы не знаем. Всегда есть изменения. Всегда чего-то не хватает. А это значит, что иногда мы неизбежно терпим неудачу. 

Владельцу Продукта теперь надо решить, как действовать дальше. Он может подумать "Как я могу предотвратить повторение такой истории?". Он хочет узнавать плохие новости заранее, чтобы подготовиться (и подготовить своих стейкхолдеров). Он может решить регулярно проверять Команду Разработки, чтобы убедиться, что они делают, и делают ли они то, что от них ожидается.

Работают ли они над наиболее ценным элементом Бэклога? 

Не превысили ли трудозатраты первоначальные оценки? 

Решают ли разработчики проблему так, как она должна быть решена? 

Это создает тенденцию к микроменеджменту, и в конечном итоге такие проверки превращаются в ежедневные (или ежечасные) совещания о статусе проекта. 

Как это отразится на Команде Разработки? Во-первых, подобные вопросы, даже если они выглядят невинными с точки зрения Владельца Продукта, с большой вероятностью воспринимаются Командой Разработки не как вопросы, а как указания. Владелец Продукта наделён властью и полномочиями, а люди склонны слушать все, что говорит лицо, наделённое властью, как будто это требование, а не вопрос. Во-вторых, Команда Разработки будет чувствовать, что им не доверяют, и это чувство приведет к тому, что команда будет все больше и больше избегать принятия решений. Более того, команда теряет способность к самоорганизации: разработчики перестанут принимать собственные решения, потому что последнее слово всё равно будет за Владельцем Продукта. Таким образом, Владелец Продукта становится узким местом, в котором сходятся все информационные потоки и который принимает все решения. И в то время как он принимает всё больше решений, у команды остаётся всё меньше полномочий, поэтому он вынужден решать ещё больше. Меньшее доверие приводит к меньшему количеству решений, что снижает качество решений, а это, в свою очередь, уменьшает доверие. Замкнутый круг. Некоторые владельцы продукта застревают в этом порочном круге, думая: ”Им нельзя доверять — они слишком незрелые". Но это ошибка! Команда не может набраться опыта и достичь зрелости, потому что у них нет возможности ошибаться и учиться на своих ошибках. Дело вовсе не в команде. Владелец Продукта - вот кому не хватает зрелости. 

Что можно противопоставить такому ходу событий? Мужество. Это одна из пяти ценностей Scrum, и я бы сказал, что эта самая важная. Если у Владельца Продукта достаточно мужества, он думает примерно так: “Если я доверю им делать всю работу самостоятельно, они иногда будут терпеть неудачу. Это будет больно для меня (и, возможно, для Команды Разработки). Но доверие позволит нам двигаться быстрее, создавать больше ценности и предлагать наилучшие решения”. Поэтому он решает проявить мужество и доверять Команде Разработки, зная, что время от времени они не оправдают этого доверия. 

Вот что такое настоящее доверие. Это доверие, основанное на мудрости, а не просто наивное ожидание, что люди добьются успеха, если им дать возможность действовать самостоятельно. Да, если я буду доверять им, есть риск. Но я принимаю этот риск как необходимое условие успеха. Это мужество, которое Владелец Продукта должен взращивать в себе. Одна из наиболее важных вещей, которую Скрам-мастер может сделать для Скрам-команды, - помочь каждому в команде развить достаточно мужества для такого рода доверия. Чувствуя себя уязвимыми, иметь мужество доверять друг другу. Именно такое доверие делает Скрам эффективным, позволяет Скрам-командам процветать.

Последние статьи в блоге

Компетенции бизнес-аналитиков: Junior и Middle в сравнении

В условиях динамично развивающейся ИТ-индустрии важно чётко понимать, какие навыки и знания необходимы для успешной работы на каждом этапе карьерного пути. Сегодня обсудим разницу в компетенциях ИТ бизнес-аналитиков уровней Junior и Middle. Если вы только начинаете свой путь в ИТ бизнес-анализе или, наоборот, уже обладаете некоторым опытом, этот материал поможет вам понять, какие навыки необходимы на каждом уровне и как развиваться дальше.

Новости
05 июня 2025

Лимит на сбои. Как понять, что система перегружена, а не просто плохо сделана?

Оценить производительность системы непросто, а контролировать еще сложнее. Как сделать так, чтобы внедряемая или уже эксплуатируемая система справлялась с нагрузками? Можно ли в этом вопросе полностью положиться на разработчиков ПО или вендоров? И кто в итоге будет отвечать за все простои системы? Рассказывает Николай Марченко, директор отделения нагрузочного тестирования компании IBS. Начать следует с того, что разбираться с последствиями возможных сбоев в любом случае придется тем, кто работает непосредственно с системой. Поэтому о вопросах производительности лучше задуматься еще на этапе внедрения.

Новости
03 июня 2025

Кто такой аналитик 1С?

Аналитик 1С — это специалист, который занимается оптимизацией бизнес-процессов с использованием программного обеспечения 1С. Его задача — анализировать существующие процессы, выявлять недостатки и разрабатывать решения для повышения эффективности. Аналитик переводит бизнес-требования в технические задания для разработчиков, становясь мостом между пользователями и ИТ-отделом. Эта роль требует как технических знаний, так и навыков коммуникации, что позволяет вносить значительный вклад в развитие компании и улучшение её конкурентоспособности.

Новости
28 мая 2025

Разбор задачи: UML-диаграмма классов для системы регистрации на курсы

Несколько дней назад мы предложили вам решить задачу — спроектировать диаграмму классов для системы регистрации студентов на учебные курсы в университете. Сегодня публикуем один из возможных вариантов решения. Сравните его с вашим и оцените, какие элементы вы отразили верно, а где можно усилить проработку.

22 мая 2025

Бизнес-аналитик и системный аналитик в ИТ: кто есть кто и в чем разница

Современные ИТ-проекты — будь то корпоративные решения, мобильные приложения или интеграционные платформы — требуют точного понимания как бизнес-целей, так и технических ограничений. На пересечении этих задач появляются две ключевые роли: бизнес-аналитик (БА) и системный аналитик (СА). Несмотря на схожесть направлений деятельности, эти специалисты действуют на разных уровнях и выполняют разные функции. Рассмотрим, кто они, каковы их зоны ответственности, чем они похожи, а чем принципиально отличаются.

21 мая 2025

5 распространенных ошибок в работе системных аналитиков

Ошибки системных аналитиков редко видны сразу, но последствия могут быть весьма заметными. Срыв сроков, недовольство заказчика, бесконечные правки требований, ощущение, что проект «расползается» — это часто не проблема менеджмента, а не выявленные вовремя аналитические ошибки и риски. Мы регулярно анализируем дипломные проекты выпускников курса «Системный аналитик» — не ради оценок, а чтобы понять, какие трудности реально возникают на практике, и обозначить направления для дальнейшего развития навыков. Даже у мотивированных специалистов с практическим опытом есть «слепые» зоны. Где-то не хватает чёткости в декомпозиции, где-то — качества проработки связей между сущностями, понимания архитектуры. Даже отсутствие умения аргументировать выбор решений перед бизнесом может негативно повлиять на проект. Мы вместе с Екатериной Тихомировой — практикующим аналитиком с более чем десятилетним опытом — разобрали некоторые типичные ошибки и риски, и способы, как их предотвратить.

20 мая 2025

Итоги работы Центра сертификации IBS

Центр сертификации IBS начал свою работу в апреле 2023 года, поэтому мы традиционно подводим итоги работы в апреле-мае. Прошедший год стал для нас периодом важных изменений. В 2024 году произошло несколько знаковых событий: наша команда обновила программы сертификации системных аналитиков и Java-разработчиков, подготовила к запуску сертификацию бизнес-аналитиков, получила аккредитацию от АПКИТ и стала обладателем Гран-при премии «Смарт пирамида». Рассказываем подробнее, каких результатов мы достигли в уходящем году и как это отразилось на нашей работе.

Новости
19 мая 2025

Какой метод тестирования выбрать: черный, белый или серый ящики?

При разработке программного обеспечения важно правильно подобрать методы тестирования. Это ключевой шаг для того, чтобы гарантировать высокое качество продукта. Понимание различных подходов, таких как тестирование черного, белого и серого ящика, помогает специалистам лучше находить ошибки и улучшать функциональность. Рассмотрим особенности, преимущества и варианты использования этих подходов.

14 мая 2025

Удостоверение, диплом и сертификат: в чем разница и что выбрать

В условиях стремительного развития технологий и постоянных изменений в бизнесе профессиональное развитие стало необходимостью. Особенно это актуально для специалистов в сфере IT и смежных отраслях. После прохождения курсов в учебных центрах слушатели могут получить один из трех типов документов: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке или сертификат. Несмотря на внешнюю схожесть, эти документы различаются по юридической силе, назначению и значимости для карьеры. Разберемся в этом подробнее.

12 мая 2025

Выгодный май — на курсы залетай!

Друзья, спешим поделиться отличной новостью — вы можете получить скидки до 40% на наши популярные курсы. Это отличная возможность улучшить навыки и инвестировать в профессиональное развитие по более выгодной цене. Выбирайте направление и подавайте заявку прямо сейчас!

05 мая 2025

Кейс: кастомизация курса по Jira

Кейс по проведению кастомизированного курса «Основы Jira» для крупной российской компании, занимающейся производством цифровой техники.

05 мая 2025

Зачем специалистам по 1С изучать системный анализ и архитектуру ПО

Как системный анализ и архитектура ПО помогают эффективнее работать в 1С.

29 апреля 2025

Банка Nutella, IT, ESG — что общего?

Когда вы читали этикетку на продукте не из-за состава, а из-за ESG-маркировки?

25 апреля 2025

Каковы плюсы и минусы монолитной и микросервисной архитектуры при разработке ИТ-продуктов?

Монолитная и микросервисная архитектуры представляют собой два различных подхода к разработке ИТ-продуктов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

25 апреля 2025

Станьте архитектором ПО с выгодой! Только в апреле сэкономьте 20 000 ₽ и получите новый модуль по микросервисам в подарок

24 апреля стартует обучение на комплексной программе «Архитектор ПО. Путь к мастерству в проектировании систем»*.

14 апреля 2025

Архитектурные ошибки в корпоративных системах, которые могут создать проблемы в долгосрочной перспективе

В основе любой информационной системы — сложная структура. Спроектировать ее не легче, чем построить дом. Какие ошибки можно допустить при планировании ИТ-архитектуры, и в чем их основные причины? К чему они могут привести в долгосрочной перспективе и как этого избежать? Рассказывает Михаил Рощин, заместитель директора отделения управления проектами и архитектуры IBS.

Новости
10 апреля 2025

Кейс: Интенсив по управлению проектами для промышленной компании

Мы адаптировали курс по управлению проектами под запрос команды крупной промышленной компании и провели обучение. Вот что из этого вышло.

27 марта 2025

Кейс: Обучение сотрудников крупной компании работе с ClickHouse

Рассказываем, как мы организовали обучение команды работе с этой новой для заказчика технологией и каких результатов достигли.

19 марта 2025

Платформа сертификации IBS получила аккредитацию АПКИТ

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) приняла новый регламент сертификации ИТ-специалистов.

Новости
10 марта 2025

Специальные акции на учебные программы

У нас отличная новость для всех, кто стремится развивать свои навыки в мире ИТ.

06 марта 2025

Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.