Сразу оговорюсь, что я не сторонник обязательной сертификации для системных и бизнес-аналитиков, нейтрально отношусь к прохождению тестирования по запросу работодателей и ни разу не проходила сертификацию «для себя», хотя работаю аналитиком уже более 17 лет. Но в обсуждение вопроса важности и нужности сертификации я вовлекалась не один раз. Запросы подобного рода частенько встречаются и у специалистов, и у работодателей. Поэтому давайте обсудим, почему же эта тема актуальна и значима на протяжении уже многих лет.
Нужна ли сертификация?
Противники сертификации говорят, что она никому не нужна. Но похоже, это не так. Сертификация не бесполезна и однозначно приносит пользу человеку, решившему пройти этот путь. Вы точно не станете аналитиком хуже, чем были до сертификации. Не столько ценен сертификат (по сути, это просто бумажка), сколько сам процесс подготовки, изучение материалов, общепризнанных подходов и текущих требований работодателей и индустрии. Когда мы готовимся к сертификации, мы пополняем багаж знаний, систематизируем накопленный опыт, открываем новые точки развития. Время и деньги, потраченные на сертификацию — это вклад в себя, в уверенность в своих знаниях, оценка своих возможностей, заполнение «пробелов» и поиск возможных векторов карьерного развития.
Кроме того, прохождение сертификации — это возможность продемонстрировать и подтвердить определенный уровень знаний и умений, стремление развиваться (что тоже является хорошим качеством, которое работодателям не так-то просто проверить при знакомстве с кандидатом). Для работодателя важно, чтобы кандидат был не просто знаком со своей сферой деятельности, но и уверенно себя в ней чувствовал. Наличие сертификата для работодателя говорит, что от вас можно ожидать определенного уровня знаний и умений, хотя это безусловно не 100% гарантия, что человек с сертификатом подойдет под любой проект и является светочем мудрости.
Бывает, что экзамен не поддается с первого раза, и здесь срабатывает еще один фактор — целеустремленность, сдался человек или пошел до конца. Даже если на пути к получению сертификата возникли сложности, но человек не остановился, а усилил подготовку и добился того, ради чего он все затеял — это отличный показатель его нацеленности на результат.
Есть ли у сертификации минусы?
К любому вопросу нужно подходить с практической точки зрения, и с сертификацией вопросы вызывает прежде всего то, насколько затраченные усилия соизмеримы с выгодами, которые вы получаете в результате. И к сожалению сертификация не дает гарантированного повышения должности или зарплаты, так что на это точно без предварительного соглашения с работодателем рассчитывать не стоит.
Кроме того, следует внимательно отнестись с заявленной программе сертификации. Она может не включать в себя проверку практических знаний, применяемых именно в вашей ежедневной работе. Да и терминология из области системного анализа бывает неоднозначна. То, что вы привыкли называть на практике одним определением, в сертификационном испытании может быть названо иначе. Поэтому нужно внимательно изучить рекомендованные для подготовки источники информации и обратить внимание на терминологию и основные синонимы, чтобы не было проблем с восприятием вопросов и заданий.
Конечно, изучение всей рекомендованной литературы может занять продолжительное время, а вот насколько это будет полезно именно вам — вопрос индивидуальный. И в этом кроется еще один минус. Особенно это актуально для специалистов высокой квалификации: начинающий может столкнуться с множеством новых понятий, но не всегда поймет, что из этого действительно имеет практическое значение, а что бывает редко или представлено в искаженной форме. В то же время, профессионал может обнаружить, что многие из этих сведений ему уже знакомы, хотя он и называет их по-другому.
Если перед вами стоит выбор проходить подготовку к сертификации и получать сертификат или нет, взвесьте все плюсы и минусы именно для себя, насколько увереннее будете чувствовать себя в сообществе, быстрее решать ваши повседневные рабочие задачи. Ваша главная задача — определить, какие именно выгоды этот опыт может принести вам, и насколько он будет полезен для вашего профессионального роста. Важно, чтобы в итоге это оказалось win-win ситуацией, при которой все участники останутся в выигрыше.
Автор статьи: Григорьева Мария Владимировна