18 октября 2021 8573
В данной статье предлагаю рассмотреть, кто является стэйкхолдерами и потребителями сервиса тестирования. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: каким образом, на каком этапе и с кем взаимодействует команда тестирования в процессе разработки ПО? что различные участники процесса разработки ожидают от команды QA и как этого достичь? 
В данной статье предлагаю рассмотреть, кто является стэйкхолдерами и потребителями сервиса тестирования. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Каким образом, на каком этапе и с кем взаимодействует команда тестирования в процессе разработки ПО?
  • Что различные участники процесса разработки ожидают от команды QA и как этого достичь?
Не будем акцентировать внимание на выборе конкретной методологии, так как это не так важно (по крайней мере, не стоит на первом месте) в поиске ответов на поставленные вопросы. Это может быть и Waterfall-процесс с выделенной и обособленной командой тестирования, а может быть и Agile с единой Development Team. В первую очередь важно сосредоточиться на грамотной реализации самой функции обеспечения качества. А чтобы эффективно ее выполнять, команде тестирования важно знать всех стейкхолдеров, понимать их ожидания и как эффективно с ними работать.

Что такое качество?
Чтобы разобраться со всеми ожиданиями и требованиями, предъявляемыми к команде тестирования и качеству продукта, предлагаю сделать шаг назад и посмотреть на само понятие качества.
Что такое качество? Что мы называем качественным? Что мы ожидаем от качественного продукта? Что отличает качественный продукт от некачественного?
  • Качество – это очень субъективная характеристика. У каждого будет свое определение качества, свое описание для качественного продукта.
  • Каждый человек может считать тот или иной предмет, продукт, сервис качественным или некачественным исходя из своих потребностей, ценностей и приоритетов. Одна и та же вещь одновременно может быть качественной для одного и некачественной для другого.
Если все обобщить, то получится такое определение: качество – это в первую очередь соответствие ожиданиям. Иными словами, это субъективная оценка, и зависит от того, кто ее дает.

Какой из этого можно сделать вывод? Чтобы добиться высоких оценок качества, необходимо понимать, кто и на основании чего эти оценки делает. Следовательно, если мы хотим получить качественный программный продукт, то нам нужно понимать ожидания всех, кто участвует в разработке и эксплуатации ПО. Необходимо уметь работать со всеми участниками и на всех этапах процесса разработки.

Какими бывают ожидания от качества ПО?
Понимание качества ПО отличается у разных участников процесса разработки. То же самое касается ожиданий от команды тестирования процесса QA в целом. Рассмотрим все предъявляемые требования в виде таблицы.



На каких этапах разработки подключаются тестировщики?
Короткий ответ – на всех. Как мы выяснили, команда тестирования взаимодействует со всеми участниками процесса разработки ПО. Если в рамках процесса выделены отдельные этапы и фазы, то тестировщики подключаются в рамках каждой из них.


При этом идея про разбиение процесса на различные этапы не обязательно подразумевает Waterfall. Также и в рамках гибкой разработки можно найти различные виды работ: анализ и проработка пользовательских историй, настройка окружения, отладка ПО, демо и приемка функционала и т.д.
В рамках разработки ПО можно выделить следующие типы активностей, в каждой из которых будет участвовать QA:



Данные виды активностей будут присутствовать и в каскадной, и в итеративной разработке:
  • в Waterfall это будут отдельные этапы/фазы разработки;
  • в Agile это могут быть различные типы деятельности в рамках одной итерации.
Как QA взаимодействует с участниками разработки ПО?
На каждом этапе при работе с каждым типом задач важно использовать свои методы взаимодействия с участниками процесса разработки. Эффективным будет чередование и/или сочетание различных подходов и практик. Это позволит реализовать ожидания стейкхолдеров от качества ПО и от работы команды тестирования.
Рассмотрим по порядку, как может быть построено взаимодействие команды тестирования с остальными участниками процесса.

1. QA в рамках анализа и проработки требований:
• Заказчики и бизнес-аналитики:
– Обсуждение end-to-end-проверок и бизнес-процессов.
• Аналитики и разработчики:
– Ревью чек-листов, подготовленных тестировщиками;
– Разработка тестовой модели и стратегии тестирования;
– Совместная оценка и планирование задач.
• Внешние ИТ-команды:
– Выяснение интеграционных зависимостей между системами;
– Планирование совместного использования среды тестирования.
• Команда поддержки тестовых сред (среды разработки и тестирования ПО):
– Обсуждение требований к средам тестирования: конфигурация, данные, производительность;
– Планирование работ с тестовой средой: сроки, права доступа.

2. QA в процессе разработки и отладки ПО:
• Заказчики и бизне-аналитики:
– Демонстрация новой функциональности;
– Уточнение актуальности приоритетов по ходу разработки.
• Аналитики и разработчики:
– Обсуждение и формирование вариантов данных для тестирования;
– Ревью/тестирование документации: тех. задания, пользовательские инструкции, help и т.д;
– Анализ ошибок, найденных в процессе отладки ПО.
• Внешние ИТ-команды:
– Получение данных и условий для проверки точек интеграции;
– Настройка и тестирование интеграции с использованием «заглушек».
• Команда поддержки тестовых/продуктивных сред:
– Установка ПО в среде тестирования и настройка интеграции с внешними системами;
– Разработка и проверка инструкций по установке для тестовой среды;
– Планирование подготовки превью среды (доступы, роли, данные) для интеграции и приемки.

3. QA во время проверки интеграции и UAT:
• Заказчики и пользователи:
– Организация приемочного тестирования UAT (User Acceptance Testing);
– Воспроизведение и анализ ошибок, найденных во время UAT;
– Сбор обратной связи по итогам приемочного тестирования.
• Аналитики и разработчики:
– Подготовка данных для end-to-end-тестирования;
– Анализ и устранение ошибок интеграции.
• Внешние ИТ-команды:
– Выполнение совместного end-to-end-тестирования.
• Команда поддержки тестовых/продуктивных сред:
– Установки ПО в превью среде;
– Разработка и проверка инструкций по установке для продуктивной среды;
– Настройка интеграции со связанными системами;
– Проверка быстродействия ПО / функционала в превью среде.

4. QA на этапе подготовки и выпуска релиза:
• Заказчики и пользователи:
– Участие в пилоте (при необходимости).
• Аналитики и разработчики:
– Подготовка инструкций по установке в продуктивную среду.
• Внешние ИТ-команды:
– Участие в end-to-end-тестировании при DryRun.
• Команда поддержки продуктивных сред:
– Проведение DryRun и контрольного Smoke-тестирования в превью среде;
– Поддержка процесса установки во время DryRun и основного релиза.

5. QA в рамках поддержки ПО в продуктивной среде:
• Заказчики и пользователи:
– Получение и анализ фидбэка по итогам релиза и эксплуатации ПО;
– Корректировка пользовательских инструкций.
• Аналитики и разработчики:
– Воспроизведение, анализ и исправление ошибок в рамках выпущенной функциональности;
– Анализ и исправление «технических» инцидентов от поддержки;
– Ретроспектива команды по итогам релиза: внутренняя и внешняя.
• Внешние ИТ-команды:
– Анализ и исправление интеграционных инцидентов;
– Пополнение базы знаний новой информацией по поводу интеграционного взаимодействия систем.
• Поддержка:
– Работа над ошибками, выполнение анализа: процесса установки, производительности после релиза, архитектуры ПО;
– Доработка инструкций по установке для продуктивной среды.

Кто тестирует кроме тестировщиков?
Как известно, тестированием в рамках процесса разработки ПО занимаются не только тестировщики. Описание различных этапов, а также явных и неявных участников процесса тестирования можно посмотреть тут. На схеме показано, кто еще принимает участие в тестировании помимо непосредственно команды QA.


Последние статьи в блоге

Какой метод тестирования выбрать: черный, белый или серый ящики?

При разработке программного обеспечения важно правильно подобрать методы тестирования. Это ключевой шаг для того, чтобы гарантировать высокое качество продукта. Понимание различных подходов, таких как тестирование черного, белого и серого ящика, помогает специалистам лучше находить ошибки и улучшать функциональность. Рассмотрим особенности, преимущества и варианты использования этих подходов.

14 мая 2025

Удостоверение, диплом и сертификат: в чем разница и что выбрать

В условиях стремительного развития технологий и постоянных изменений в бизнесе профессиональное развитие стало необходимостью. Особенно это актуально для специалистов в сфере IT и смежных отраслях. После прохождения курсов в учебных центрах слушатели могут получить один из трех типов документов: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке или сертификат. Несмотря на внешнюю схожесть, эти документы различаются по юридической силе, назначению и значимости для карьеры. Разберемся в этом подробнее.

12 мая 2025

Выгодный май — на курсы залетай!

Друзья, спешим поделиться отличной новостью — вы можете получить скидки до 40% на наши популярные курсы. Это отличная возможность улучшить навыки и инвестировать в профессиональное развитие по более выгодной цене. Выбирайте направление и подавайте заявку прямо сейчас!

05 мая 2025

Кейс: кастомизация курса по Jira

Кейс по проведению кастомизированного курса «Основы Jira» для крупной российской компании, занимающейся производством цифровой техники.

05 мая 2025

Зачем специалистам по 1С изучать системный анализ и архитектуру ПО

Как системный анализ и архитектура ПО помогают эффективнее работать в 1С.

29 апреля 2025

Банка Nutella, IT, ESG — что общего?

Когда вы читали этикетку на продукте не из-за состава, а из-за ESG-маркировки?

25 апреля 2025

Каковы плюсы и минусы монолитной и микросервисной архитектуры при разработке ИТ-продуктов?

Монолитная и микросервисная архитектуры представляют собой два различных подхода к разработке ИТ-продуктов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

25 апреля 2025

Станьте архитектором ПО с выгодой! Только в апреле сэкономьте 20 000 ₽ и получите новый модуль по микросервисам в подарок

24 апреля стартует обучение на комплексной программе «Архитектор ПО. Путь к мастерству в проектировании систем»*.

14 апреля 2025

Архитектурные ошибки в корпоративных системах, которые могут создать проблемы в долгосрочной перспективе

В основе любой информационной системы — сложная структура. Спроектировать ее не легче, чем построить дом. Какие ошибки можно допустить при планировании ИТ-архитектуры, и в чем их основные причины? К чему они могут привести в долгосрочной перспективе и как этого избежать? Рассказывает Михаил Рощин, заместитель директора отделения управления проектами и архитектуры IBS.

Новости
10 апреля 2025

Кейс: Интенсив по управлению проектами для промышленной компании

Мы адаптировали курс по управлению проектами под запрос команды крупной промышленной компании и провели обучение. Вот что из этого вышло.

27 марта 2025

Кейс: Обучение сотрудников крупной компании работе с ClickHouse

Рассказываем, как мы организовали обучение команды работе с этой новой для заказчика технологией и каких результатов достигли.

19 марта 2025

Платформа сертификации IBS получила аккредитацию АПКИТ

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) приняла новый регламент сертификации ИТ-специалистов.

Новости
10 марта 2025

Специальные акции на учебные программы

У нас отличная новость для всех, кто стремится развивать свои навыки в мире ИТ.

06 марта 2025

Как остановить спам-атаку

Современный цифровой мир не обходится без рисков, и спам-атаки стали одной из наиболее распространенных угроз. Независимо от того, поступают ли они на ваш телефон, электронную почту или мессенджеры, массовые потоки таких сообщений могут быть крайне раздражающими и даже опасными. Спамеры используют эти атаки не только для рекламы, но и для мошенничества, фишинга или распространения вредоносных ссылок.

06 марта 2025

Учебный центр IBS подписал партнерское соглашение с ООО «РусБИТех-Астра», разработчиком российской операционной системы Astra Linux.

Теперь мы можем проводить авторизованное обучение по работе с Astra Linux для специалистов в области информационной безопасности.

17 февраля 2025

Двойная выгода: покупай один курс — получай второй за 50% стоимости!

Воспользуйтесь возможностью изучить более глубокие аспекты одной области — например, при покупке курса по Java, архитектуре ПО, управлению проектами, системному и бизнес-анализу, тестированию ПО и Big Data вы можете получить второй курс этой же тематики за полцены! Не упустите шанс развить свои навыки и поднять свою карьеру на новый уровень. 

29 января 2025

Сертификация преподавателя Java-разработки для крупного провайдера ИТ-обучения

Подтверждение квалификации значимо не только для ИТ-специалистов, работающих в сфере коммерческой разработки, но и для преподавателей, обучающих будущих экспертов в этой области. Делимся историей одного из преподавателей крупного провайдера ИТ-курсов, который успешно прошел Java-сертификацию.

Новости
21 января 2025

Системный аналитик 100 lvl — дорожная карта развития

Все, что нужно знать для роста в профессии: какие блоки знаний проседают у системных аналитиков больше всего, на какие компетенции важно обратить внимание, чтобы двигать карьеру дальше, и как подтвердить соответствие своего уровня единому стандарту качества.

23 декабря 2024

Платформа сертификации IBS признана лучшим digital-решением для корпоративного обучения

Центр сертификации IBS стал обладателем Гран-при премии «Смарт пирамида» — одной из самых престижных российских премий за достижения в области обучения и развития человеческого капитала.

20 декабря 2024

Учебный центр IBS получил сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015

В октябре 2024 года Учебный центр IBS получил сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Это важное достижение подтверждает, что мы придерживаемся высоких стандартов качества и результативно управляем образовательными процессами организации.

19 декабря 2024

Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.