19 августа 2019 3686
В продолжение моей статьи «Семь смертных грехов в подготовке презентации» хочется остановиться на таком аспекте подготовки презентации, как ясность вспомогательной информации, предоставляемой в формате слайдов.

В продолжение моей статьи «Семь смертных грехов в подготовке презентации» хочется остановиться на таком аспекте подготовки презентации, как ясность вспомогательной информации, предоставляемой в формате слайдов. Как сделать так, чтобы подготовленные вами материалы для презентации отражали именно то, что вы хотите донести? Как сделать, чтобы участники презентации не зачитывались «интересной» информацией, отображаемой проектором, теряя вас из вида? Что помещать (или не помещать) на слайды, чтобы они не висели пестрыми обоями на заднем фоне?

Для ответа на эти и многие другие вопросы предлагаю пользоваться следующим набором правил - представленным алгоритмом, который позволит если и не избежать, то свести количество ошибок к минимуму. Постараюсь их привести в той последовательности, в которой они, на мой взгляд, являются наиболее подходящими к применению и в которой я использую их сам:

  1. Проверка слайдов на соответствие структуры.
  2. Начинать рекомендую со структуры. Помните, мы говорили о том, что работу по подготовке презентации необходимо начинать с подготовки структуры презентации? Так вот, каждый новый слайд должен попадать в презентационные материалы только после того, как прошел проверку на соответствие структуре. Можно задавать себе следующе вопросы, чтобы оценить, насколько правильно выделен тот или иной слайд:

    • Какой пункт он покрывает?

    • Что мы хотим показать или доказать с его помощью?

    • Вся ли информация, расположенная на нем, относится действительно к одному пункту нашего плана презентации или уже цепляются какие-то смежные пункты?

    • Логично ли то, что указано в презентации, смысловому содержанию, намеченному в этом пункте плана?

    Все, что не ложится в структуру, не должно оставаться в презентации. Убираем без сожаления!

  3. Разбитие слайдов на «подслайды».
  4. Посмотрите, вся ли информация, отображаемая на слайде, «однородна». А именно не получается ли так, что у вас два-три вида разнородной информации. Например, таблица со значениями и список с перечислением, два списка, две разные таблицы и т.д. Почему так может получиться? Зачастую, мы описываем структуру презентации тезисно – что мы будем говорить в этом пункте. Одному тезису может соответствовать большой объем информации, который в процессе развертывания плана в презентацию выльется в 2-3, а иногда и большее количество слайдов. Ошибка происходит тогда, когда мы решаем отобразить всю информацию один в один в соответствии с планом, не глядя на количество различных видов информации, заложенных в один пункт плана.

    Проверили? Исправили? Идем дальше…

  5. Структурирование информации на слайде.
  6. Хорошо! Слайд вписывается в ту структуру презентации, которую мы хотим получить. Он содержит «однородную» информацию, относящуюся именно к этой части вашего рассказа. Однако информация на этом этапе не всегда структурирована в должном объеме. Взгляните на слайд с точки зрения последовательности донесения информации.

    Слайд отобразился проектором на стене. О чем вы будете в этот момент говорить? Вы будете продолжать мысль, начатую ранее, раскрывая глубже и глубже тему вашей презентации, или слайд открывается в ударный момент вашей речи? Вы начнете новую мысль, согласно вашей общей структуре, или зададите какой-то вопрос аудитории? В зависимости от ответов на эти вопросы необходимо выстраивать внутреннюю структуру. Как?

    Давайте рассмотрим на примере. Предположим, я веду рассказ про то, что такое Storytelling. Я собрал на один слайд информацию, которую хочу рассказать.

    И снова презентация_Как сделать понятнее_1.jpg

    Как вы видите – вся информация относится к теме слайда, но, когда мы читаем его последовательно, в голове появляется каша. и ощущение ясности не наступает. Давайте попробуем его структурировать.

    И снова презентация_Как сделать понятнее_2.jpg

    Как мы провели структурирование?

    • Первый пункт мы упразднили, так как это информация скорее для устного донесения. Тем более она пересекается с пунктом 3.

    • Второй и четвертый пункты – это определения того, что такое сторителлинг. Поэтому мы их вынесем вперед и расположим рядом, немного оптимизируя текстовку (чтобы она была в общем стиле).

    • Третий пункт – это дополнение к определению, поэтому оно немного отнесено ниже. В принципе, его тоже можно было вынести на проговаривание голосом.

    Итак, скорректировали? Идем дальше!

  7. Вынесение «лишнего» материала в «раздатку».
  8. При подготовке презентации мы зачастую сталкиваемся со сложной информацией, которую невозможно упростить для показа на слайде, или с большим объемом информации, относящейся к теме в целом, но требующей длительного изучения. Единственным рациональным решением для использования такой информации в презентации является вынесение информации в раздаточный материал.

    Однако и тут не все так просто. Раздаточный материал и хорош, и плох одновременно. Раздавая его в начале презентации, вы делаете своеобразный «спойлер» той информации, которую хотите донести. В целом, люди достаточно любознательны и поэтому, увидев на своем месте распечатанные листы бумаги, будут испытывать огромный соблазн их изучить. Если раздадите в конце, то есть большой риск, что это будет просто макулатура, которая пойдет в корзину.

    Так когда же раздавать раздаточный материал? Я рекомендую следующий подход: в случае если это детальная информация, которую так или иначе необходимо озвучивать голосом в течение презентации (или, например, прорисовывать на слайдах), то раздавать дополнительные материалы лучше в конце. Это позволит вам зацепить людей на дальнейшее усвоение материала, потому что все равно останутся неясные моменты, которые захочется уточнить и освежить. Если же материал очень сложный для того, чтобы его проговаривать или рисовать вместе с аудиторией на доске, то тогда его необходимо раздавать в процессе самого рассказа. Конечно, необходимо делать скидку на размер аудитории и на качество самих раздаточных материалов.

  9. Проверка на «Целесообразность» каждого слова.
  10. Знаете, что такое Плеоназм и Тавтология? Скорее всего, что такое тавтология (масло масляное), многие из вас помнят со школы… А вот с понятием плеоназм могли и не сталкиваться.

    Плеоназм – это оборот речи, в котором повторяются слова одинаковые или близкие по значению, например, сервисные услуги, срок отсрочки, молодой юноша, юный вундеркинд и прочие. Эти словосочетания используются в устной речи, особенно когда человек хочет подчеркнуть значимость. Кажется, что, сказав много слов, мы получим более весомую речь. На деле оказывается наоборот – чем больше слов, тем речь становится запутаннее. Аналогично можно сказать и про презентацию – много слов не способствуют лучшему восприятию информации. В идеале у вас должны остаться тезисы, которые отражают ключевые моменты, рассказываемые в презентации, легко сканируются взглядом, запоминаются и не отвлекают от вашего рассказа.

    Возьмем для примера слайд из предыдущего списка и проведем оптимизацию слов.

    И снова презентация_Как сделать понятнее_3.jpg

  11. Визуализация информации.

  12. «Одна картинка стоит тысячи слов» – я думаю, эта истина знакома каждому. Все слова, которые можно заменить фотографией или рисунком, – меняем! Картинка визуализирует ту информацию, которая будет рассказана голосом. 

    Например, следующий слайд со списком ситуаций, где работает Storytelling:

    И снова презентация_Как сделать понятнее_4.jpg

    Можно преподнести в следующем виде:

    И снова презентация_Как сделать понятнее_5.jpg

    Или, как вариант, совсем упрощенно, убрав надписи – рисунки говорят сами за себя, плюс мы еще голосом продублируем информацию:

    И снова презентация_Как сделать понятнее_6.jpg

    Также в этом пункте необходимо сказать про добавление анимации на слайд, если есть такая возможность, попробуйте синхронизировать вашу речь с той информацией, которая появляется. Говорите фразу про обучение – открывается картинка про обучение, говорите про мотивацию – появляется картинка про мотивацию. Здесь хочется предостеречь от использования большого количества анимации, когда у вас каждые слово или фраза будут сопровождаться миганием чего-то на экране. Появляющийся блок информации, о котором вы будете говорить, должен висеть несколько минут.

  13. Графическое форматирование информации.
  14. Даже если информации осталось мало, и часть ее заменена графикой, ее все равно можно преподнести еще эффективнее.

    Я вам предлагаю пользоваться следующими принципами отображения информации на экране в приложениях, которые используются в проектировании пользовательских интерфейсов. Эти принципы применимы и к презентациям.

    Итак, начнем:

    • Видимость отражает полезность
    • Сортируем информацию по приоритету. Та информация, которая наиболее важна, должна занимать центральное место на нашем слайде – взгляд в первую очередь должен цепляться за нее.

    • Расположение информации на слайде
    • Отображение информации должно быть сделано в соответствии со следующими правилами:

      • Чтение информации происходит слева направо и сверху вниз. Именно так у вас должно быть заложено основное направление просмотра информации… Особенно в ситуации, когда у вас нет анимации. В случае анимации вы вправе задавать собственное направление движения. Однако хочется предостеречь вас от использования хитрой анимации снизу справа и вверх влево… Это сильно противоречит нашим привычкам и может восприниматься негативно.
      • Между элементами, расположенными на слайде презентации, должно быть достаточно пустого места, чтобы слайд презентации «дышал». Т.е. не должно быть скученности элементов, так как они усложняют восприятие.
      • Выравнивание элементов должно быть на всех слайдах одинаковым. В случае если содержание каждого слайда имеет свое выравнивание, вся презентация будет восприниматься неряшливой и неготовой.

    • Выбор шрифтов
    • Здесь, я думаю, надо ограничиться рекомендацией минимизировать количество шрифтов, включая их размеры, и следовать тому, что было сделано до вас. Если есть уже подготовленный шаблон презентации, то не вводите новые шрифты, а используйте те, которые уже есть в шаблоне. При этом неплохо было бы проверить шаблон на правильность, А именно то, что в шаблоне все слайды имеют одинаковые параметры набора шрифта: названия, размеры, начертание, отступы для каждого элемента на странице (Заголовок, содержание…).

    • Привязка к сетке
    • Все элементы на слайде должны быть расположены в соответствии с выбранным количеством вертикальных колонок. При большом количестве информации ее также можно структурировать и по горизонтали. Рекомендую использовать 3-5 колоночную сетку. Она не перегружает экран количеством информации.

    Приведу пару примеров использования этих правил.

    Пример №1: Как происходит обработка голосовой информации, поступающей любому человеку.

    И снова презентация_Как сделать понятнее_7.jpg

    Разберем его:

    1. У нас трехколоночное расположение всех элементов. Это оптимальное количество. Размеры колонок выровнены.
    2. Направление просмотра заложено слева направо, сверху вниз –мы входим в картинку синхронно со словом ИНФОРМАЦИЯ. Стрелки задают направление движения взгляда.
    3. В центре расположен ключевой элемент – ухо, через которое проходит вся голосовая информация, поступающая в мозг.
    4. Так как картинки мозга и уха находится в одной строке, то их размеры выровнены по высоте, как и все картинки.
    5. Кроме заголовка нас нет текстовой информации, потому что она здесь не нужна по причине самодостаточности картинок, расположенных на слайде. Все, что требуется, дополняется голосом в процессе.

    Скажу по секрету – этот слайд еще и анимированный, в нём все элементы появляются последовательно, тем самым поддерживая направление рассказа.

    Пример №2: Что мы возьмем из подхода Сторителлинг в повседневное общение.

    И снова презентация_Как сделать понятнее_8.jpg

    Разберем его:

    1. Аналогичное трехколоночное расположение всех элементов.
    2. Направление просмотра заложено сверху вниз. Направление слева направо здесь убрано по причине того, что мы движемся от центральной картинке к нижестоящим.
    3. В центре расположен ключевой элемент – картинка, которая обозначает слово «сюжет».
    4. Картинки на концах стрелок, выходящих из картинки «сюжет», выровнены по размерам и начинают восприниматься как элементы одной группы, отличной от самой картинки «сюжет».
    5. Аналогично – текстовая информация здесь убрана, потому что является лишней. Чтение отвлекает от прослушивания.

Следование описанным выше правилам позволит вам значительно повысить качество вспомогательного материала для вашей презентации.

В завершение хочется дать еще один совет – пользуйтесь третьими лицами для сторонней оценки. Когда вы долго работаете над какой-то информацией, наступает момент «отупения» - нам кажется все очевидно, понятно и красиво. Именно в этот момент появляется ощутимый риск пропустить как небольшие неточности, так и важные детали (хотя важные детали к этому моменту уже должны быть все отточены). Привлечение для проверки слайдов человека, который не знаком с темой презентации или знаком отдаленно, позволит минимизировать эти риски. Эту технику можно и нужно использовать совместно с «холостым прогоном», когда вы рассказываете презентацию небольшому количеству людей, но уже в боевом режиме. Собирая фидбэки после этой псевдо-презентации, можно найти в материале много интересного. Приведу в пример всем известного Стива Джобса, одного из основателей и бессменного лидера Apple. Вспомните его презентации, отработанные и отлаженные, легкие и непринуждённые. Фактически это был уже второй, а то и третий прогон. Т.е. до того, как мы видели финальную презентацию, проводились тестовые прогоны, на которые собирались полные залы. Не пренебрегайте тренировками!

Всем спасибо за внимание,
И успехов!

Последние статьи в блоге

Чему нас учит ИИ: как стать идеальным сотрудником

Сейчас чаще говорят об этике использования ИИ — как не получить плагиат или не доверить слишком много, но при этом редко задумываются о другой стороне медали: этична ли наша работа?

Новости
12 сентября 2025

Как ИИ действительно влияет на продуктивность разработчика: неожиданные выводы из исследований

За последние пару лет у многих разработчиков в редакторах и IDE поселились новые «напарники» — всевозможные ИИ-инструменты. Обещания были впечатляющие: меньше рутины, быстрее релизы, код пишется почти сам. Но когда первые восторги улеглись и появились системные исследования, стало ясно: эффект от ИИ далеко не такой однозначный. Где-то он действительно ускоряет работу команд на 20%, а где-то, наоборот, тормозит опытных инженеров. И вот парадокс: даже там, где выигрыш в скорости очевиден, бизнес не всегда чувствует, что проекты двигаются быстрее.

Новости
08 сентября 2025

Сквозная логика: от бизнес-процесса к реализации без потерь

Главный принцип работы с проектной документацией — поддерживать её связность и актуальность. Любая, даже самая детальная схема (BPMN, Use Case, C4), мгновенно теряет ценность, если она конфликтует с другой. Узнаёте? Сначала все силы бросают на «личный кабинет», но после пары спринтов главным внезапно становятся «возвраты». В результате возникает опасный разрыв: цели проекта, реализуемый функционал и схемы, которые должны их описывать, живут своей жизнью. Документация превращается в «мёртвые зоны», которые больше не отражают реальность.

29 августа 2025

Заказная разработка ПО в IBS: безопасная разработка и доставка

В этой статье начальник отдела DevOps компании IBS Артур Галеев расскажет об опыте внедрения принципов безопасной разработки, используемых инструментах и нормативных актах, на которые стоит опираться.

Новости
26 августа 2025

Сертификация ИТ-специалистов: точная оценка ваших компетенций

В ИТ-мире важно не просто обладать знаниями, но и четко понимать свой реальный уровень владения теми или иными навыками.

Новости
22 августа 2025

Группа компаний IBS запускает национальную сертификацию для бизнес-аналитиков

Центр сертификации IBS запускает новую систему оценки квалификации бизнес-аналитиков, которая сочетает международные стандарты c особенностями российского рынка. Программа ориентирована на теоретическую базу и прикладные навыки, необходимые в работе бизнес-аналитика в современных ИТ- и цифровых проектах.

Жизнь компании
20 августа 2025

От разработчика к тренеру: как превратить экспертизу в стабильный доход

Часто к преподаванию переходят после достижения «карьерного потолка»: на уровне сеньора процессы отлажены, и новые вызовы исчезают. Однако вместо того чтобы долго преподавать за символическую плату, можно сосредоточиться на создании системного заработка. Разберём реальные способы: от коучинга до запуска курсов.

Новости
13 августа 2025

Установка и настройка брокера сообщений Kafka на Windows

Цель задания: научиться устанавливать и настраивать Apache Kafka на операционной системе Windows, а также выполнять базовые операции с топиками и сообщениями.

21 июля 2025

Почему Python? Полный разбор Python vs Java в ML

«Когда 9 из 10 курсов по машинному обучению используют Python — это не случайность. Это результат десятилетия эволюции инструментов, сообщества и образовательной экосистемы».

21 июля 2025

Что должен знать и уметь архитектор ПО в 2025 году

Представьте профессию, в которой нужно одновременно мыслить как инженер, говорить как консультант и чувствовать бизнес как продакт. Архитектор ПО — это не просто старший разработчик с модным названием должности, а человек, который соединяет технологии, людей и цели в устойчивую, масштабируемую систему. Но какими навыками он должен владеть сегодня, чтобы быть действительно востребованным?

21 июля 2025

Памятка по документированию архитектурных решений

Отсутствие качественного архитектурного описания в сложных ИТ-проектах создает серьезные риски: фрагментированное понимание системы, накопление «архитектурного долга», трудности интеграции, масштабирования и онбординга. Это ведет к срывам сроков, перерасходу бюджета, снижению качества и росту затрат на поддержку, подвергая проект риску неоптимальных решений и критических уязвимостей.

Новости
18 июля 2025

Летняя акция: учитесь онлайн с выгодой, не выходя из отпуска! До конца августа второй курс со скидкой 50%

Проведите лето с пользой для карьеры – второй курс со скидкой 50%!

09 июля 2025

5 курсов июля со скидкой 30%

Друзья, у нас остались последние места на курсах, которые стартуют в июле. Сейчас есть возможность записаться на обучение со скидкой 30%!

Новости
04 июля 2025

Карьерный трек аналитика: от базы к экспертизе

Системные и бизнес-аналитики аналитики играют ключевую роль в digital-развитии продуктов. Эти специалисты выступают связующим звеном между бизнес-задачами и техническими решениями, обеспечивая эффективную коммуникацию между заинтересованными сторонами. Рассмотрим карьерные пути в аналитике, актуальные требования рынка и перспективы профессионального роста.

27 июня 2025

Почему именно сейчас стоит учиться на бизнес-аналитика уровня Middle. «Руководство BABOK» в подарок участникам программы!

Вы в ИТ, вам за 30. Вроде бы всё хорошо — есть работа, скиллы, стабильность. Но в воздухе — тревожность. Проекты замораживаются. Бизнес урезает бюджеты. От ИТ ждут не просто задач, а конкретного влияния на прибыль.

25 июня 2025

Уничтожит ли ИИ-генератор кода профессию разработчика?

С появлением ИИ-инструментов, а также в связи недавним анонсом Canva Code, который генерирует код за пару кликов, многие задумались: не станут ли такие инструмент угрозой для разработчиков? Давайте разберемся, есть ли здесь реальные риски, или это все же преувеличения.

23 июня 2025

Проектное резюме консультанта 1С: карьерный инструмент, чтобы выделиться среди других кандидатов

Рассказываем о продвинутой альтернативе привычного резюме для консультантов 1C и других специалистов с проектной занятостью.

Новости
19 июня 2025

Выбор карьеры: Менеджер бизнес-процессов или Бизнес-аналитик уровня Middle?

В мире цифровой трансформации пути развития аналитиков и менеджеров проектов все чаще расходятся: кому-то ближе работа с требованиями и API, а кому-то — выстраивание системной эффективности на уровне всей компании. Какой путь выбрать лично вам?

Новости
18 июня 2025

В Учебном центре IBS планируется запуск курсов по продуктам TData

Читайте о стратегическом соглашении TData и IBS и наших новых курсах

11 июня 2025

Компетенции бизнес-аналитиков: Junior и Middle в сравнении

В условиях динамично развивающейся ИТ-индустрии важно чётко понимать, какие навыки и знания необходимы для успешной работы на каждом этапе карьерного пути. Сегодня обсудим разницу в компетенциях ИТ бизнес-аналитиков уровней Junior и Middle. Если вы только начинаете свой путь в ИТ бизнес-анализе или, наоборот, уже обладаете некоторым опытом, этот материал поможет вам понять, какие навыки необходимы на каждом уровне и как развиваться дальше.

Новости
05 июня 2025

Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.