;
Павел Новиков

Почему необходимо классифицировать и разделять цели?

04.09.2017 7163
IBS Training Center Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram:
больше материалов экспертов, анонсы бесплатных вебинаров и задачки для IT-специалистов
Подписаться
На этапе № 1 Agile Life Planning было разобрано, как сформировать список своих целей и зачем это необходимо делать. Теперь посмотрим, как дальше работать с этим списком. Почему нельзя просто взять и начать работать по такому высокоуровневому списку целей, переходя от одной к другой? Если вы составляли список, сочетая и используя различные методики определения целей, то скорее всего он получится довольно разношерстным, входящие в него пункты могут (и должны) довольно сильно отличаться друг от друга.


  • Во-первых, хотя все цели и выражают какие-то наши стремления, подходы к их воплощению могут быть принципиально различными: в одном случае нам нужно разово достичь чего-то важного, в другом – прийти к некому новому образу жизни и регулярным победам.
  • Во-вторых, цели могут быть абсолютно разными по масштабу, амбициозности, у нас может быть разная степень понимания, что требуется делать для их достижения. Для некоторых целей и стремлений изначально вообще может не быть никакой «дорожной карты» и они могут представлять собой только общее направление. 



В случае с первым аргументом нам поможет деление всего списка на единоразовые цели и некие регулярные события. Разумеется, с каждым из этих типов целей нужно будет работать по-разному. В плане различия масштабов и детализации целей лучшим решением будет декомпозиция, разбиение каждого крупного пункта на ряд более мелких задач и этапов.

Алгоритм преобразования списка целей в задачи и привычки


Для того чтобы превратить общий список целей в действительно рабочий и удобный инструмент, необходимо выполнить следующие шаги:
1. Выделение из списка 2 групп целей:
  • Те, в рамках которых важно получить какой-то конечный результат, назовем их просто «ЦЕЛИ»;
  • И те, которые заключаются в достижении некого постоянного результата, эффекта, будем называть их «СПОСОБНОСТИ».
2. Декомпозиция полученных целей и способностей на ряд понятных подзадач и этапов для их достижения и развития: цели разбиваются на задачи, способности – на привычки. Формирование «дорожной карты» для каждого из пунктов.

3. Формирование общей структуры, ментальной карты для целей, способностей, навыков и задач по их достижению.



Шаг 1. Классификация: цели и способности

Итак, на первом этапе работы с бэклогом целей необходимо пройтись по каждой строчке списка и определить, к какой из двух групп она относится:
Группа 1 – Цели. Их смысл в разовом, конечном результате.

  • Это ориентиры/стремления, которых требуется достичь\реализовать один раз. После достижения требуемого результата цель будет выполнена и закрыта: можно вычеркнуть этот пункт из списка, поставить напротив галочку, наклеить флажок и т.д.
  • Фактически для реализации таких целей нам требуется выполнить некий проект, у которого есть конечные условия. Самые простые примеры подобных целей: накопить определенную сумму денег, куда-то съездить, получить должность и т.п.
  • Словом «цели» далее будем называть именно это группу, хотя по сути следующая группа тоже содержит именно их. Однако в группе 2 цели несколько другого рода.


Группа 2 – Способности и навыки. Их цель в непрерывном эффекте.

  • Рассмотрим другую группу сразу на примере. Допустим, вы планируете вести здоровый образ жизни – это также вполне себе достойная цель, но ведь у нее нет финальной черты, после которой можно остановиться. Здесь в отличие от группы 1 цель заключается в самом процессе, образе жизни, регулярных действиях.
  • Чтобы поддерживать тот или иной образ жизни, необходимо превратить его в привычку. Точнее, выработать у себя множество небольших, но полезных привычек и автоматизмов, которые будут формировать этот самый образ жизни, ваши навыки и способности.
  • Группа целей-навыков – это ориентир в первую очередь на непрерывный процесс развития и «тюнинг» самого себя.
  • На этом этапе мы пока просто маркируем каждый пункт из бэклога, обозначаем его как «цель» или «способность».


Шаг 2. Декомпозиция целей

Теперь посмотрим, как разбить цели так, чтобы выстроить эффективную работу с ними. Основная идея шага декомпозиции - это определение для каждой «цели» набора конкретных действий и задач, а для каждой «способности» – необходимых привычек.

На мой взгляд для этого лучше всего подойдет такой из Agile-инструментов, как Impact Mapping. В рамках ИТ-процессов данный метод позволяет сформировать и визуализировать карту зависимостей, условий и шагов по реализации той или иной бизнес-цели в рамках разрабатываемого ПО. Для работы с жизненными целями нам также важно будет выстроить из них единую структуру со связями и зависимостями, выделить основные шаги и построить схему перехода от высокоуровневых целей к конкретным действиям. Плюс ко всему, для Impact Mapping используется инструмент ментальных карт, который очень наглядно демонстрирует всю картину целиком.

Классический Impact Mapping предполагает следующую последовательность уровней-вопросов: Why – Who – How – What. Однако в рамках Agile Life Planning, сохраняя основной принцип построения карты, я предлагаю использовать другую последовательность вопросов: Where – How – What. При этом он одинаково работает для обоих типов целей, которые мы выделили ранее: и для разовых «целей», и для постоянных «способностей». Итак, рассмотрим этапы Impact Mapping для личных целей:

1. Where? (Где?).

  • Сначала для каждой цели задаем вопрос: «ГДЕ должны быть сделаны изменения?». В какой сфере, в какой области жизни необходимо предпринять меры, чтобы цель была достигнута, а способность сформирована.
  • Тут важно выписать все возможные сферы реализации цели, ведь она может затрагивать сразу несколько областей.


2. How? (Как?).

  • Далее спрашиваем себя: «КАК можно достичь цели?». Каким образом цель может быть достигнута, а способность развита.
  • Здесь мы определяем набор подходов и вариантов действий по достижению цели в каждой из областей жизни, с которой связана эта цель.


3. What? (Что?).

  • И наконец, задаемся вопросом: «ЧТО необходимо сделать?». Что именно следует предпринять, выполнить, какие задачи решить, чтобы получить желаемое.
  • Данный шаг – это определение атомарных, тактических и независимых друг от друга действий, которые нужно сделать на пути движения к цели.


Пара примеров декомпозиции

1. Декомпозиция для конечных «целей». Для разовой цели будет как обычно финансовый пример (они самые простые и очевидные). Вы хотите в 2 раза (или на определенную суму) увеличить свои накопления в течение ближайшего года.




2. Декомпозиция «способностей». Например, в бэклоге у вас есть отличная глобальная, но при этом довольно расплывчатая цель - вы хотите увеличить уровень своей жизненной энергии.





Выполнив такое упражнение для каждой из целей можно, во-первых, гораздо лучше понять, что же на самом деле за ней стоит, а во-вторых, увидеть возможные пути и альтернативы по ее достижению. После проведения Impact Mapping для собственных целей, вы вполне можете «отбраковать» часть из них, а для некоторых открыть совершенно новые варианты реализации. Ну а самое главное, вы получаете наглядную «дорожную карту» для движения к целям. Сначала вы мысленно посредством Impact Mapping проходите путь от общего к частному, от ориентиров к задачам, и тем самым рисуете себе маршрут для движения в реальной жизни – от конкретных дел к целям.

В результате декомпозиции для целей мы получаем список задач, а для способностей – набор привычек. Эти детальные и в большинстве своем независимый задачи и привычки далее можно будет планировать для выполнения/развития и брать в работу на ежедневной основе.

Шаг 3. Визуализация структуры способностей и целей

И еще немного про то, как эффективно структурировать полученные на предыдущих этапах наборы привычек, целей и задач по их достижению. Для визуализации и последующей работы с ментальной картой я рекомендую использовать MindManager . Это отличный инструмент, который интересен не только сам по себе для построения ментальных карт, но он также отлично интегрируется с другими офисными программами, позволяет трансформировать mind map в план проекта, ставить задачи в календарь и т.п. Плюс ко всему он интуитивен, в нем просто удобно работать с картами. Например, очень удобно применять различные маркеры, тэги и фильтры для отображения нужных выборок целей.



Построить карту целей в MindManager можно следующим образом:

  • Создаем 3 основных группы: цели, привычки и не разобранный.
  • Группу «ЦЕЛИ» делим на подразделы по разным сферам жизни. Далее переносим в каждый из разделов соответствующие задачи, полученные в процессе декомпозиции.
  • Группу «СПОСОБНОСТИ» делим на 2 части: регулярные действия и шаблоны поведения. В каждую из подгрупп переносим выделенные при декомпозиции привычки, которые заключаются либо в выполнении тех или иных регулярных действий, либо должны стать частью постоянного поведения.
  • Необработанный бэклог целей и идей – это копилка для новых, еще не разобранных и не проанализированных дополнений, идей и мыслей. Их еще предстоит встроить в общую структуру.


Зачем все это нужно и что делать дальше?

Фактически два первых этапа Agile Life Planning - это приведение списка целей и задач к виду, с которым далее можно будет работать. На предыдущем этапе мы выгрузили все возможные цели и стремления из головы и переместили их на внешний носитель. На данном шаге, этапе № 2, мы провели классификацию целей, сформировали из них единую структуру в виде ментальной карты и определили для каждой наборы задач и действий по достижению. Подготовительные этапы пройдены, теперь у нас все готово для того, чтобы заняться планированием, регулярным выполнением задач для продвижения к поставленным целям.

Следующие этапы Agile Life Planning - это актуализация карты целей, регулярное планирование дел и анализ результатов. Собственно все эти этапы работают параллельно и нужны они как раз для ежедневной работы над задачами и привычками, чтобы эффективно контролировать их выполнение и постоянно улучшать сам процесс.



Расскажи друзьям:

Как не пропустить самое интересное?
Подписывайтесь на наш ежемесячный дайджест!
Спасибо.
Вы подписаны на ежемесячный дайджест.
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.