22 мая 2025 1368
Несколько дней назад мы предложили вам решить задачу — спроектировать диаграмму классов для системы регистрации студентов на учебные курсы в университете. Сегодня публикуем один из возможных вариантов решения. Сравните его с вашим и оцените, какие элементы вы отразили верно, а где можно усилить проработку.

Условия задачи

Вы — системный аналитик университетского проекта. Ваша задача — подготовить диаграмму классов для системы, в которой:
  • Студенты выбирают 3 основных и 2 альтернативных курса;
  • Курсы имеют ограничения по количеству студентов (от 3 до 9);
  • Преподаватели просматривают списки студентов и оценивают свою нагрузку;
  • Администраторы управляют регистрацией и могут ее завершать;
  • Данные о курсах поступают только для чтения из внешнего Каталога;
  • При окончании регистрации информация уходит в учетную систему оплаты.
  • Что нужно было отразить на диаграмме

  • Основные сущности и их атрибуты: Студент, Курс, Преподаватель, КаталогКурсов, РасписаниеКурса, КорзинаСтудента, УчебныйПлан и др.
  • Методы, которые нужны пользователям системы (например, выбор курса, расчет нагрузки).
  • Связи между сущностями: ассоциации, наследование, агрегации, кратности.
  • Один из вариантов решения

    uml.jpg


    Пояснение к решению диаграммы классов

    Диаграмма построена на основе предметной области университета, где взаимодействуют студенты, преподаватели, учебные курсы, административный процесс регистрации и внешние системы.
    1. Пользователь — базовый класс
  • Абстрактный или общий класс для всех, кто взаимодействует с системой.
  • Атрибуты: id, ФИО, email — минимальный набор для идентификации.
  • Методы: действия, общие для всех типов пользователей: регистрация, авторизация, смена пароля и т.д.
  • Используется наследование: Студент и Преподаватель наследуют Пользователь.
  • Это позволяет не дублировать поля и логику, связанную с базовой учетной записью.

    2. Студент

  • Расширяет Пользователь, добавляя специфические атрибуты — номер зачётной книжки, курс.
  • Метод просмотр перечня студентов() в реальной системе может использоваться для сравнения, взаимодействия или формирования групп.
  • Можно было бы добавить методы вроде изменить выбор, отменить регистрацию, но эти действия можно делегировать через работу с Корзиной.

    3.Преподаватель

  • Также наследует Пользователь, с атрибутом кафедра.
  • Методы:
  • посмотреть данные() — просмотр списков студентов и курсов;
  • рассчитать нагрузку() — важная функция для отчётности и планирования.

  • 4. Курс и КаталогКурсов

  • КаталогКурсов — дерево категорий (разделов), которые группируют учебные курсы.
  • Курс — конкретная учебная единица, привязанная к разделу каталога.
  • Важно: данные о курсах поступают из внешней системы, только для чтения.
  • Поэтому методы у Курса — только чтение (посмотреть перечень, посмотреть карточку).
    Это логическое разделение позволяет при необходимости обособить внешний источник данных.


    5. РасписаниеКурса

  • Связывает курс с преподавателем и семестром.
  • Содержит флаг основной курс — используется в контексте выбора студентом.
  • Это промежуточная сущность между Курсом, Преподавателем и Корзиной.
  • Подразумевается, что каждый курс может быть предложен в разные семестры, возможно с разными преподавателями.

    6. КорзинаСтудента

  • Временная сущность: хранит выбор студента до финализации регистрации.
  • Делит курсы на основные (3) и альтернативные (2).
  • Метод проверить доступность() — здесь может быть реализована логика: проверка лимита, предварительных требований и т.д.
  • Это решение даёт гибкость и позволяет реализовать редактирование до конца регистрации.

    7. УчебныйПлан

  • Аггрегирующий класс, фиксирующий факт записи студентов на курс в определённом семестре.
  • Хранит:
  • Список студентов (до 9),
  • Преподавателя,
  • Курс,
  • Статус плана: черновик, утвержден и пр.
  • Также реализует ограничения системы:
  • от 3 до 9 студентов;
  • если менее 3 — курс отменяется (статус = "Отменен").

  • Связи и кратности

  • Студент — Корзина: один к одному.
  • Корзина — РасписаниеКурса: от 3 до 5 (3 + 2).
  • Преподаватель — РасписаниеКурса: один ведет несколько.
  • Курс — КаталогКурсов: дерево.
  • УчебныйПлан соединяет курс, преподавателя и до 9 студентов.
  • Почему такое моделирование считается качественным?

  • Четкое разделение ответственности между временными и постоянными сущностями (Корзина vs УчебныйПлан);
  • Использование наследования и агрегации;
  • Учёт бизнес-ограничений (лимиты, проверки, статусы);
  • Возможность расширения модели без слома (например, можно легко добавить роли, расписание занятий, отчеты и т.д.).
  • Дальнейшее развитие системы

    В перспективе система может быть расширена следующими возможностями:
  • Роль администратора — добавление полноценной административной панели для управления регистрацией, утверждения учебных планов и завершения этапов выбора курсов.
  • Интеграция с системой оплаты — автоматическая передача информации о зарегистрированных курсах в учетную систему для выставления счетов и оплаты.
  • Учет расписания занятий — детализация временных слотов, аудитории и конфликта по времени при записи на курсы.
  • Поддержка дополнительных ролей — кураторы, методисты, деканат с разными уровнями доступа.
  • Аналитика и отчеты — генерация отчетов по нагрузке преподавателей, популярности курсов, статистике регистрации.
  • Механизмы уведомлений — e-mail и внутренняя рассылка студентам и преподавателям о важных событиях (начало регистрации, подтверждение курсов и т.д.).
  • Эти расширения позволят повысить гибкость, масштабируемость и пользовательскую ценность системы.

    Последние статьи в блоге

    Сквозная логика: от бизнес-процесса к реализации без потерь

    Главный принцип работы с проектной документацией — поддерживать её связность и актуальность. Любая, даже самая детальная схема (BPMN, Use Case, C4), мгновенно теряет ценность, если она конфликтует с другой. Узнаёте? Сначала все силы бросают на «личный кабинет», но после пары спринтов главным внезапно становятся «возвраты». В результате возникает опасный разрыв: цели проекта, реализуемый функционал и схемы, которые должны их описывать, живут своей жизнью. Документация превращается в «мёртвые зоны», которые больше не отражают реальность.

    29 августа 2025

    Заказная разработка ПО в IBS: безопасная разработка и доставка

    В этой статье начальник отдела DevOps компании IBS Артур Галеев расскажет об опыте внедрения принципов безопасной разработки, используемых инструментах и нормативных актах, на которые стоит опираться.

    Новости
    26 августа 2025

    Сертификация ИТ-специалистов: точная оценка ваших компетенций

    В ИТ-мире важно не просто обладать знаниями, но и четко понимать свой реальный уровень владения теми или иными навыками.

    Новости
    22 августа 2025

    Группа компаний IBS запускает национальную сертификацию для бизнес-аналитиков

    Центр сертификации IBS запускает новую систему оценки квалификации бизнес-аналитиков, которая сочетает международные стандарты c особенностями российского рынка. Программа ориентирована на теоретическую базу и прикладные навыки, необходимые в работе бизнес-аналитика в современных ИТ- и цифровых проектах.

    Жизнь компании
    20 августа 2025

    От разработчика к тренеру: как превратить экспертизу в стабильный доход

    Часто к преподаванию переходят после достижения «карьерного потолка»: на уровне сеньора процессы отлажены, и новые вызовы исчезают. Однако вместо того чтобы долго преподавать за символическую плату, можно сосредоточиться на создании системного заработка. Разберём реальные способы: от коучинга до запуска курсов.

    Новости
    13 августа 2025

    Установка и настройка брокера сообщений Kafka на Windows

    Цель задания: научиться устанавливать и настраивать Apache Kafka на операционной системе Windows, а также выполнять базовые операции с топиками и сообщениями.

    21 июля 2025

    Почему Python? Полный разбор Python vs Java в ML

    «Когда 9 из 10 курсов по машинному обучению используют Python — это не случайность. Это результат десятилетия эволюции инструментов, сообщества и образовательной экосистемы».

    21 июля 2025

    Что должен знать и уметь архитектор ПО в 2025 году

    Представьте профессию, в которой нужно одновременно мыслить как инженер, говорить как консультант и чувствовать бизнес как продакт. Архитектор ПО — это не просто старший разработчик с модным названием должности, а человек, который соединяет технологии, людей и цели в устойчивую, масштабируемую систему. Но какими навыками он должен владеть сегодня, чтобы быть действительно востребованным?

    21 июля 2025

    Памятка по документированию архитектурных решений

    Отсутствие качественного архитектурного описания в сложных ИТ-проектах создает серьезные риски: фрагментированное понимание системы, накопление «архитектурного долга», трудности интеграции, масштабирования и онбординга. Это ведет к срывам сроков, перерасходу бюджета, снижению качества и росту затрат на поддержку, подвергая проект риску неоптимальных решений и критических уязвимостей.

    Новости
    18 июля 2025

    Летняя акция: учитесь онлайн с выгодой, не выходя из отпуска! До конца августа второй курс со скидкой 50%

    Проведите лето с пользой для карьеры – второй курс со скидкой 50%!

    09 июля 2025

    5 курсов июля со скидкой 30%

    Друзья, у нас остались последние места на курсах, которые стартуют в июле. Сейчас есть возможность записаться на обучение со скидкой 30%!

    Новости
    04 июля 2025

    Карьерный трек аналитика: от базы к экспертизе

    Системные и бизнес-аналитики аналитики играют ключевую роль в digital-развитии продуктов. Эти специалисты выступают связующим звеном между бизнес-задачами и техническими решениями, обеспечивая эффективную коммуникацию между заинтересованными сторонами. Рассмотрим карьерные пути в аналитике, актуальные требования рынка и перспективы профессионального роста.

    27 июня 2025

    Почему именно сейчас стоит учиться на бизнес-аналитика уровня Middle. «Руководство BABOK» в подарок участникам программы!

    Вы в ИТ, вам за 30. Вроде бы всё хорошо — есть работа, скиллы, стабильность. Но в воздухе — тревожность. Проекты замораживаются. Бизнес урезает бюджеты. От ИТ ждут не просто задач, а конкретного влияния на прибыль.

    25 июня 2025

    Уничтожит ли ИИ-генератор кода профессию разработчика?

    С появлением ИИ-инструментов, а также в связи недавним анонсом Canva Code, который генерирует код за пару кликов, многие задумались: не станут ли такие инструмент угрозой для разработчиков? Давайте разберемся, есть ли здесь реальные риски, или это все же преувеличения.

    23 июня 2025

    Проектное резюме консультанта 1С: карьерный инструмент, чтобы выделиться среди других кандидатов

    Рассказываем о продвинутой альтернативе привычного резюме для консультантов 1C и других специалистов с проектной занятостью.

    Новости
    19 июня 2025

    Выбор карьеры: Менеджер бизнес-процессов или Бизнес-аналитик уровня Middle?

    В мире цифровой трансформации пути развития аналитиков и менеджеров проектов все чаще расходятся: кому-то ближе работа с требованиями и API, а кому-то — выстраивание системной эффективности на уровне всей компании. Какой путь выбрать лично вам?

    Новости
    18 июня 2025

    В Учебном центре IBS планируется запуск курсов по продуктам TData

    Читайте о стратегическом соглашении TData и IBS и наших новых курсах

    11 июня 2025

    Компетенции бизнес-аналитиков: Junior и Middle в сравнении

    В условиях динамично развивающейся ИТ-индустрии важно чётко понимать, какие навыки и знания необходимы для успешной работы на каждом этапе карьерного пути. Сегодня обсудим разницу в компетенциях ИТ бизнес-аналитиков уровней Junior и Middle. Если вы только начинаете свой путь в ИТ бизнес-анализе или, наоборот, уже обладаете некоторым опытом, этот материал поможет вам понять, какие навыки необходимы на каждом уровне и как развиваться дальше.

    Новости
    05 июня 2025

    Лимит на сбои. Как понять, что система перегружена, а не просто плохо сделана?

    Оценить производительность системы непросто, а контролировать еще сложнее. Как сделать так, чтобы внедряемая или уже эксплуатируемая система справлялась с нагрузками? Можно ли в этом вопросе полностью положиться на разработчиков ПО или вендоров? И кто в итоге будет отвечать за все простои системы? Рассказывает Николай Марченко, директор отделения нагрузочного тестирования компании IBS. Начать следует с того, что разбираться с последствиями возможных сбоев в любом случае придется тем, кто работает непосредственно с системой. Поэтому о вопросах производительности лучше задуматься еще на этапе внедрения.

    Новости
    03 июня 2025

    Кто такой аналитик 1С?

    Аналитик 1С — это специалист, который занимается оптимизацией бизнес-процессов с использованием программного обеспечения 1С. Его задача — анализировать существующие процессы, выявлять недостатки и разрабатывать решения для повышения эффективности. Аналитик переводит бизнес-требования в технические задания для разработчиков, становясь мостом между пользователями и ИТ-отделом. Эта роль требует как технических знаний, так и навыков коммуникации, что позволяет вносить значительный вклад в развитие компании и улучшение её конкурентоспособности.

    Новости
    28 мая 2025

    Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

    Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
    Пользователь только что записался на курс ""
    Спасибо!
    Форма отправлена успешно.