22 мая 2025 1
Несколько дней назад мы предложили вам решить задачу — спроектировать диаграмму классов для системы регистрации студентов на учебные курсы в университете. Сегодня публикуем один из возможных вариантов решения. Сравните его с вашим и оцените, какие элементы вы отразили верно, а где можно усилить проработку.

Условия задачи

Вы — системный аналитик университетского проекта. Ваша задача — подготовить диаграмму классов для системы, в которой:
  • Студенты выбирают 3 основных и 2 альтернативных курса;
  • Курсы имеют ограничения по количеству студентов (от 3 до 9);
  • Преподаватели просматривают списки студентов и оценивают свою нагрузку;
  • Администраторы управляют регистрацией и могут ее завершать;
  • Данные о курсах поступают только для чтения из внешнего Каталога;
  • При окончании регистрации информация уходит в учетную систему оплаты.
  • Что нужно было отразить на диаграмме

  • Основные сущности и их атрибуты: Студент, Курс, Преподаватель, КаталогКурсов, РасписаниеКурса, КорзинаСтудента, УчебныйПлан и др.
  • Методы, которые нужны пользователям системы (например, выбор курса, расчет нагрузки).
  • Связи между сущностями: ассоциации, наследование, агрегации, кратности.
  • Один из вариантов решения

    uml.jpg

    Пояснение к решению диаграммы классов

    Диаграмма построена на основе предметной области университета, где взаимодействуют студенты, преподаватели, учебные курсы, административный процесс регистрации и внешние системы.
    1. Пользователь — базовый класс
  • Абстрактный или общий класс для всех, кто взаимодействует с системой.
  • Атрибуты: id, ФИО, email — минимальный набор для идентификации.
  • Методы: действия, общие для всех типов пользователей: регистрация, авторизация, смена пароля и т.д.
  • Используется наследование: Студент и Преподаватель наследуют Пользователь.
  • Это позволяет не дублировать поля и логику, связанную с базовой учетной записью.
    2. Студент
    Расширяет Пользователь, добавляя специфические атрибуты — номер зачётной книжки, курс.
  • Метод просмотр перечня студентов() в реальной системе может использоваться для сравнения, взаимодействия или формирования групп.
  • Можно было бы добавить методы вроде изменить выбор, отменить регистрацию, но эти действия можно делегировать через работу с Корзиной.
  • 3. Преподаватель
  • Также наследует Пользователь, с атрибутом кафедра.
  • Методы:
  • посмотреть данные() — просмотр списков студентов и курсов;
  • рассчитать нагрузку() — важная функция для отчётности и планирования.
  • 4. Курс и КаталогКурсов
  • КаталогКурсов — дерево категорий (разделов), которые группируют учебные курсы.
  • Курс — конкретная учебная единица, привязанная к разделу каталога.
  • Важно: данные о курсах поступают из внешней системы, только для чтения. Поэтому методы у Курса — только чтение (посмотреть перечень, посмотреть карточку).
  • Это логическое разделение позволяет при необходимости обособить внешний источник данных.
    5. РасписаниеКурса
  • Связывает курс с преподавателем и семестром.
  • Содержит флаг основной курс — используется в контексте выбора студентом.
  • Это промежуточная сущность между Курсом, Преподавателем и Корзиной.
  • Подразумевается, что каждый курс может быть предложен в разные семестры, возможно с разными преподавателями.
    6. КорзинаСтудента
  • Временная сущность: хранит выбор студента до финализации регистрации.
  • Делит курсы на основные (3) и альтернативные (2).
  • Метод проверить доступность() — здесь может быть реализована логика: проверка лимита, предварительных требований и т.д.
  • Это решение даёт гибкость и позволяет реализовать редактирование до конца регистрации.
    7. УчебныйПлан
  • Аггрегирующий класс, фиксирующий факт записи студентов на курс в определённом семестре.
  • Хранит:
  • Список студентов (до 9),
  • Преподавателя,
  • Курс,
  • Статус плана: черновик, утвержден и пр.
  • Также реализует ограничения системы:
  • от 3 до 9 студентов;
  • если менее 3 — курс отменяется (статус = "Отменен").
  • Связи и кратности
  • Студент — Корзина: один к одному.
  • Корзина — РасписаниеКурса: от 3 до 5 (3 + 2).
  • Преподаватель — РасписаниеКурса: один ведет несколько.
  • Курс — КаталогКурсов: дерево.
  • УчебныйПлан соединяет курс, преподавателя и до 9 студентов.
  • Почему такое моделирование считается качественным?

  • Четкое разделение ответственности между временными и постоянными сущностями (Корзина vs УчебныйПлан);
  • Использование наследования и агрегации;
  • Учёт бизнес-ограничений (лимиты, проверки, статусы);
  • Возможность расширения модели без слома (например, можно легко добавить роли, расписание занятий, отчеты и т.д.).
  • Дальнейшее развитие системы

    В перспективе система может быть расширена следующими возможностями:
  • Роль администратора — добавление полноценной административной панели для управления регистрацией, утверждения учебных планов и завершения этапов выбора курсов.
  • Интеграция с системой оплаты — автоматическая передача информации о зарегистрированных курсах в учетную систему для выставления счетов и оплаты.
  • Учет расписания занятий — детализация временных слотов, аудитории и конфликта по времени при записи на курсы.
  • Поддержка дополнительных ролей — кураторы, методисты, деканат с разными уровнями доступа.
  • Аналитика и отчеты — генерация отчетов по нагрузке преподавателей, популярности курсов, статистике регистрации.
  • Механизмы уведомлений — e-mail и внутренняя рассылка студентам и преподавателям о важных событиях (начало регистрации, подтверждение курсов и т.д.).
  • Эти расширения позволят повысить гибкость, масштабируемость и пользовательскую ценность системы.

    Последние статьи в блоге

    Разбор задания: UML-диаграмма классов для системы регистрации на курсы

    Несколько дней назад мы предложили вам решить задачу — спроектировать диаграмму классов для системы регистрации студентов на учебные курсы в университете. Сегодня публикуем один из возможных вариантов решения. Сравните его с вашим и оцените, какие элементы вы отразили верно, а где можно усилить проработку.

    22 мая 2025

    Бизнес-аналитик и системный аналитик в ИТ: кто есть кто и в чем разница

    Современные ИТ-проекты — будь то корпоративные решения, мобильные приложения или интеграционные платформы — требуют точного понимания как бизнес-целей, так и технических ограничений. На пересечении этих задач появляются две ключевые роли: бизнес-аналитик (БА) и системный аналитик (СА). Несмотря на схожесть направлений деятельности, эти специалисты действуют на разных уровнях и выполняют разные функции. Рассмотрим, кто они, каковы их зоны ответственности, чем они похожи, а чем принципиально отличаются.

    21 мая 2025

    5 распространенных ошибок в работе системных аналитиков

    Ошибки системных аналитиков редко видны сразу, но последствия могут быть весьма заметными. Срыв сроков, недовольство заказчика, бесконечные правки требований, ощущение, что проект «расползается» — это часто не проблема менеджмента, а не выявленные вовремя аналитические ошибки и риски. Мы регулярно анализируем дипломные проекты выпускников курса «Системный аналитик» — не ради оценок, а чтобы понять, какие трудности реально возникают на практике, и обозначить направления для дальнейшего развития навыков. Даже у мотивированных специалистов с практическим опытом есть «слепые» зоны. Где-то не хватает чёткости в декомпозиции, где-то — качества проработки связей между сущностями, понимания архитектуры. Даже отсутствие умения аргументировать выбор решений перед бизнесом может негативно повлиять на проект. Мы вместе с Екатериной Тихомировой — практикующим аналитиком с более чем десятилетним опытом — разобрали некоторые типичные ошибки и риски, и способы, как их предотвратить.

    20 мая 2025

    Итоги работы Центра сертификации IBS

    Центр сертификации IBS начал свою работу в апреле 2023 года, поэтому мы традиционно подводим итоги работы в апреле-мае. Прошедший год стал для нас периодом важных изменений. В 2024 году произошло несколько знаковых событий: наша команда обновила программы сертификации системных аналитиков и Java-разработчиков, подготовила к запуску сертификацию бизнес-аналитиков, получила аккредитацию от АПКИТ и стала обладателем Гран-при премии «Смарт пирамида». Рассказываем подробнее, каких результатов мы достигли в уходящем году и как это отразилось на нашей работе.

    Новости
    19 мая 2025

    Какой метод тестирования выбрать: черный, белый или серый ящики?

    При разработке программного обеспечения важно правильно подобрать методы тестирования. Это ключевой шаг для того, чтобы гарантировать высокое качество продукта. Понимание различных подходов, таких как тестирование черного, белого и серого ящика, помогает специалистам лучше находить ошибки и улучшать функциональность. Рассмотрим особенности, преимущества и варианты использования этих подходов.

    14 мая 2025

    Удостоверение, диплом и сертификат: в чем разница и что выбрать

    В условиях стремительного развития технологий и постоянных изменений в бизнесе профессиональное развитие стало необходимостью. Особенно это актуально для специалистов в сфере IT и смежных отраслях. После прохождения курсов в учебных центрах слушатели могут получить один из трех типов документов: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке или сертификат. Несмотря на внешнюю схожесть, эти документы различаются по юридической силе, назначению и значимости для карьеры. Разберемся в этом подробнее.

    12 мая 2025

    Выгодный май — на курсы залетай!

    Друзья, спешим поделиться отличной новостью — вы можете получить скидки до 40% на наши популярные курсы. Это отличная возможность улучшить навыки и инвестировать в профессиональное развитие по более выгодной цене. Выбирайте направление и подавайте заявку прямо сейчас!

    05 мая 2025

    Кейс: кастомизация курса по Jira

    Кейс по проведению кастомизированного курса «Основы Jira» для крупной российской компании, занимающейся производством цифровой техники.

    05 мая 2025

    Зачем специалистам по 1С изучать системный анализ и архитектуру ПО

    Как системный анализ и архитектура ПО помогают эффективнее работать в 1С.

    29 апреля 2025

    Банка Nutella, IT, ESG — что общего?

    Когда вы читали этикетку на продукте не из-за состава, а из-за ESG-маркировки?

    25 апреля 2025

    Каковы плюсы и минусы монолитной и микросервисной архитектуры при разработке ИТ-продуктов?

    Монолитная и микросервисная архитектуры представляют собой два различных подхода к разработке ИТ-продуктов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

    25 апреля 2025

    Станьте архитектором ПО с выгодой! Только в апреле сэкономьте 20 000 ₽ и получите новый модуль по микросервисам в подарок

    24 апреля стартует обучение на комплексной программе «Архитектор ПО. Путь к мастерству в проектировании систем»*.

    14 апреля 2025

    Архитектурные ошибки в корпоративных системах, которые могут создать проблемы в долгосрочной перспективе

    В основе любой информационной системы — сложная структура. Спроектировать ее не легче, чем построить дом. Какие ошибки можно допустить при планировании ИТ-архитектуры, и в чем их основные причины? К чему они могут привести в долгосрочной перспективе и как этого избежать? Рассказывает Михаил Рощин, заместитель директора отделения управления проектами и архитектуры IBS.

    Новости
    10 апреля 2025

    Кейс: Интенсив по управлению проектами для промышленной компании

    Мы адаптировали курс по управлению проектами под запрос команды крупной промышленной компании и провели обучение. Вот что из этого вышло.

    27 марта 2025

    Кейс: Обучение сотрудников крупной компании работе с ClickHouse

    Рассказываем, как мы организовали обучение команды работе с этой новой для заказчика технологией и каких результатов достигли.

    19 марта 2025

    Платформа сертификации IBS получила аккредитацию АПКИТ

    Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) приняла новый регламент сертификации ИТ-специалистов.

    Новости
    10 марта 2025

    Специальные акции на учебные программы

    У нас отличная новость для всех, кто стремится развивать свои навыки в мире ИТ.

    06 марта 2025

    Как остановить спам-атаку

    Современный цифровой мир не обходится без рисков, и спам-атаки стали одной из наиболее распространенных угроз. Независимо от того, поступают ли они на ваш телефон, электронную почту или мессенджеры, массовые потоки таких сообщений могут быть крайне раздражающими и даже опасными. Спамеры используют эти атаки не только для рекламы, но и для мошенничества, фишинга или распространения вредоносных ссылок.

    06 марта 2025

    Учебный центр IBS подписал партнерское соглашение с ООО «РусБИТех-Астра», разработчиком российской операционной системы Astra Linux.

    Теперь мы можем проводить авторизованное обучение по работе с Astra Linux для специалистов в области информационной безопасности.

    17 февраля 2025

    Двойная выгода: покупай один курс — получай второй за 50% стоимости!

    Воспользуйтесь возможностью изучить более глубокие аспекты одной области — например, при покупке курса по Java, архитектуре ПО, управлению проектами, системному и бизнес-анализу, тестированию ПО и Big Data вы можете получить второй курс этой же тематики за полцены! Не упустите шанс развить свои навыки и поднять свою карьеру на новый уровень. 

    29 января 2025

    Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

    Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
    Пользователь только что записался на курс ""
    Спасибо!
    Форма отправлена успешно.