Точки роста и пути развития для бизнес-аналитика
Прежде всего, давайте вспомним ощущение растерянности и непредсказуемости в начале карантина. Все привычные условия жизни и работы вдруг исчезли: границы закрыты, пассажирские перевозки отменены, в офисе работать нельзя, кафе, рестораны и коворкинги тоже не работают, детские садики и школы закрыты. Жизнь остановилась? Нет. Просто изменились правила жизни. Причем, для многих из нас ничего радикально нового не возникло – мы просто стали чаще пользоваться доставкой товаров на дом и онлайн-коммуникациями.
Так значит вообще никаких проблем? Тоже нет. Для большого количества компаний наступили по-настоящему тяжелые времена: бизнес остановился, сотрудники либо были уволены, либо ушли в отпуск без содержания. Для пожилых людей, для людей с инвалидностью и других, чья жизнь и до карантина была непроста, выживать стало еще труднее.
Ну ОК, а при чем здесь бизнес-аналитики и точки роста? А вот причем: тот факт, что вы сейчас читаете эту статью, говорит, что ни карантин, ни коварный вирус не пошатнули вашего желания покорить новые вершины в профессии, которая вам приносит доход и удовольствие. Искренне рад за вас, коллега! Кроме того, испытания и вызовы, которые нам подкинула судьба за это время, очень наглядно показали, что помогает нам сохранять эффективность. Так давайте разберемся, куда же стоит расти и на каких качествах делать акцент.
Начнем с подхода, который будет полезен для поиска ответов на эти и подобные вопросы. Многое из того, о чем пойдет речь ниже, можно очень емко выразить с помощью лаконичной и мощной формулы, родившейся несколько сотен лет назад:
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что могу. И дай мне мудрость, чтобы всегда отличать одно от другого».
Для бизнес-аналитика это означает, что в любых жизненных ситуациях очень полезно оставаться… аналитиком. Каждую ситуацию необходимо оценить (по возможности беспристрастно) и четко определить для себя «рамки проекта»: то, что изменить нельзя – суть ограничения; то, что изменить можно – суть требования. Знакомо? Да мы же этим практически каждый день занимаемся! Только в других доменах. А тут в роли заказчика, которому нужно предоставить ценность, выступает сам аналитик.
Эта рекомендация может показаться столь же эффективной и столь же невыполнимой, как и классическая фраза «мыши, станьте ежиками» из известного анекдота. Да, достичь такого уровня саморефлексии, при котором можно объективно оценить себя и свои возможности, трудно. Да, трудно избежать при этом оценочности, самооправданий и самозаталкивания под плинтус. Но, поверьте, это не только возможно, но и фантастически интересно.
Итак, определимся с ситуацией. То, что мы обсуждали в ходе вебинара, можно свести к нескольким идеям:- ИТ-отрасль находится на острие технического прогресса, поэтому у ИТ-специалистов, в том числе – у аналитиков, есть хорошие шансы оставаться востребованными на годы вперед.
- Для аналитиков важно быть гибкими, быстро осваивать новые технологии, чтобы оставаться эффективными при любых условиях.
- На сегодняшний день человеческие качества составляют основу личного бренда каждого из нас. Это та территория, где ИИ пока не имеет шансов на конкуренцию с человеком.
- Постоянное обучение и развитие этих качеств – основа успеха аналитика в меняющемся мире. Чем большим опытом мы обладаем, тем короче могут быть учебные активности: от фундаментального образования для начинающих до индивидуального или командного коучинга для опытных.
В качестве «системы координат» для обсуждения направлений роста мы использовали структуру базовых компетенций бизнес-аналитика, отлично описанную в ВАВОК™ (A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge™). И чтобы разговор был более предметным, провели опрос на тему «Какие качества нам нужны, чтобы справиться с вызовами?». Результаты опроса представлены ниже. В опросе приняли участие более 100 слушателей вебинара, поэтому полученные результаты можно считать релевантными.
Заметьте, очень многие качества получили невысокие оценки, и может показаться, что такие качества аналитикам не очень нужны. Но причина невысоких оценок на самом деле в другом. Опрос проводился среди бизнес- и системных аналитиков, а это значит, что у респондентов уже развиты многие из перечисленных качеств. Поэтому наибольшее количество голосов набрали те качества, которые как раз нуждаются в прокачке и задают направления дальнейшего развития. Давайте рассмотрим их чуть подробнее.
Системность мышления – это, конечно же, основа работы аналитика. Это умение видеть полную картину происходящего яснее, шире и глубже, чем все остальные участники ситуации. Но при этом это очень субъективная штука, которую невозможно «пощупать», трудно измерить и непонятно, как прокачать. Для развития этого качества важно уметь обсуждать проблемы и их решения совместно с коллегами. В ходе таких обсуждений вы получаете возможность рассмотреть ситуацию с различных точек зрения, обсудить многочисленные «за» и «против» и постепенно развить в себе способность к такому всестороннему рассмотрению любой задачи.
Адаптивность – это способность выстоять во время потрясений, обойти ограничения, обрести новый опыт. Развитию адаптивности способствуют занятия, заставляющие мозг искать решения в сложных или динамично меняющихся ситуациях. Это могут быть походы по удаленным от цивилизации местам, участие в квестах или создание разнообразных штук для дома (сейчас это называется модной аббревиатурой DIY). Получается и полезно, и приятно – ведь все эти занятия являются источником радости от достижения целей и интересных впечатлений от самого процесса.
Обратите внимание – именно умение слушать набрало больше всего голосов в этом разделе. Умение на время отбросить свое понимание ситуации, выслушать собеседника и понять его ценности, страхи, боли и идеи. И неважно кто это – представитель заказчика или коллега ИТ-шник – у каждого человека есть свое видение ситуации, свое понимание «что такое хорошо и что такое плохо». И нередко именно умение принять чужую точку зрения помогает обогатить и расширить наше собственное восприятие мира (вспомните, что говорилось выше о системности мышления).
Умение вести переговоры и гасить конфликты коррелирует и с умением слушать, и с адаптивностью, и с целостным пониманием ситуации. Аналитику важно воспринимать происходящее с максимальной объективностью, даже с некоторой отстраненностью (в психологии это называется «быть в третьей позиции», т.е. в позиции внешнего наблюдателя). И помогать всем участникам обсуждения найти точки соприкосновения, найти решения, которые учтут все потребности и ограничения. Конечно, прийти к такому безэмоциональному отношению сложно, особенно когда все окружающие свои эмоции не сдерживают. Но такое отношение – одно из правил техники безопасности для аналитика, защита от преждевременного психологического выгорания.
Эти три раздела сведены вместе, потому что в них речь идет о рациональных вещах, которым можно обучаться по разнообразным источникам. Книги, статьи, тренинги – в вашем распоряжении огромный объем знаний, из которого можно извлечь массу полезной информации. Ну и, конечно, особо ценным здесь будет личный опыт участия в проектах и опыт адаптации стандартных технологий к нестандартным ситуациям. Особенно опыт.
Знания, конечно же, имеют ценность, но важно помнить, что они станут частью вашего интеллектуального капитала только после долгой и успешной практики. Вспомните школьные годы – на изучение алфавита ушло несколько месяцев, а на отработку умения связно, грамотно и красиво излагать свои мысли – все последующие годы.
Особенно важна практика для качеств, которые были описаны первыми (аналитическое мышление, поведенческие и коммуникативные навыки, навыки сотрудничества). В качестве такой практики хорошо использовать деловые игры, которые позволяют промоделировать реальные бизнесовые или житейские ситуации и попробовать применить разные подходы к их разрешению. «Наступить на грабли» в игре не так больно, как в реальной жизни, но эмоции при этом возникают самые настоящие. И в копилку опыта игровые ситуации откладываются так же эффективно, как и реальные.
Практически у всех обучающих мероприятий, ориентированных на взрослую аудиторию, есть одно существенное ограничение – невозможно построить учебную программу или сюжет игры, которые были бы одинаково интересны всем обучаемым. Неминуемо некоторые темы оказываются скучны тем, кто имеет больший опыт, а другие темы остаются не понятными для тех, чей багаж знаний пока еще мал.
Именно поэтому учебные курсы длительностью от нескольких дней до нескольких месяцев хорошо подходят только для начинающих. Это относится и к профессии в целом, и к отдельным [техническим] дисциплинам: нотации визуального моделирования, SQL, HTML, протоколы интеграции и пр.
А вот для более опытных коллег, как правило, оказываются практичными более короткие учебные активности, нацеленные на проработку отдельного навыка или группы навыков. Причем, чем больше опыта и знаний, тем более короткими и тем более узконаправленными могут быть такие мероприятия. Фактически, этот подход очень похож на микросервисную архитектуру, когда из отдельных сервисов (в нашем случае учебных мероприятий) можно скомпоновать практически любую программу обучения под практически любую аудиторию. В частности, можно проводить узкоспециализированые тренинги для сводной группы, состоящей из представителей как проектной команды, так и заказчика. КПД такого обучения получится гораздо выше, а времени будет затрачено гораздо меньше, чем при классическом подходе.
Апофеозом такого подхода можно считать коучинг, когда длительность одной сессии не превышает часа, а вопросы для проработки могут быть выбраны абсолютно любые, без ограничения какой-либо учебной программой. Коучинг применим и к развитию личных качеств аналитика, и к формированию нужных навыков у целой команды – в обоих случаях коуч помогает найти правильный маршрут к цели. Как лоцман, который проводит корабль через сложные или опасные участки акватории.
Диджитализация всего, Big Data, искусственный интеллект, интернет вещей – накопление новых знаний и появление новых технологий приводят к качественным скачкам в жизни человечества, после которых снова появляются новые знания и технологии. Этот процесс идет с нарастающей скоростью, и уже сейчас за время активной жизни одного человека может смениться несколько технологических эпох. И да, смена эпох всегда происходит через кризис. Будет ли нам при этом «плохо» или «хорошо», зависит только от нас самих – от наших возможностей, от умения быстро переучиваться и адаптироваться к новым правилам.
Желаю вам оседлать волну перемен подобно серфингисту и использовать ее силу для собственного развития! И, конечно, получать при этом удовольствие!
Расскажи друзьям: