18 октября 2021 8259
В данной статье предлагаю рассмотреть, кто является стэйкхолдерами и потребителями сервиса тестирования. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: каким образом, на каком этапе и с кем взаимодействует команда тестирования в процессе разработки ПО? что различные участники процесса разработки ожидают от команды QA и как этого достичь? 
В данной статье предлагаю рассмотреть, кто является стэйкхолдерами и потребителями сервиса тестирования. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Каким образом, на каком этапе и с кем взаимодействует команда тестирования в процессе разработки ПО?
  • Что различные участники процесса разработки ожидают от команды QA и как этого достичь?
Не будем акцентировать внимание на выборе конкретной методологии, так как это не так важно (по крайней мере, не стоит на первом месте) в поиске ответов на поставленные вопросы. Это может быть и Waterfall-процесс с выделенной и обособленной командой тестирования, а может быть и Agile с единой Development Team. В первую очередь важно сосредоточиться на грамотной реализации самой функции обеспечения качества. А чтобы эффективно ее выполнять, команде тестирования важно знать всех стейкхолдеров, понимать их ожидания и как эффективно с ними работать.

Что такое качество?
Чтобы разобраться со всеми ожиданиями и требованиями, предъявляемыми к команде тестирования и качеству продукта, предлагаю сделать шаг назад и посмотреть на само понятие качества.
Что такое качество? Что мы называем качественным? Что мы ожидаем от качественного продукта? Что отличает качественный продукт от некачественного?
  • Качество – это очень субъективная характеристика. У каждого будет свое определение качества, свое описание для качественного продукта.
  • Каждый человек может считать тот или иной предмет, продукт, сервис качественным или некачественным исходя из своих потребностей, ценностей и приоритетов. Одна и та же вещь одновременно может быть качественной для одного и некачественной для другого.
Если все обобщить, то получится такое определение: качество – это в первую очередь соответствие ожиданиям. Иными словами, это субъективная оценка, и зависит от того, кто ее дает.

Какой из этого можно сделать вывод? Чтобы добиться высоких оценок качества, необходимо понимать, кто и на основании чего эти оценки делает. Следовательно, если мы хотим получить качественный программный продукт, то нам нужно понимать ожидания всех, кто участвует в разработке и эксплуатации ПО. Необходимо уметь работать со всеми участниками и на всех этапах процесса разработки.

Какими бывают ожидания от качества ПО?
Понимание качества ПО отличается у разных участников процесса разработки. То же самое касается ожиданий от команды тестирования процесса QA в целом. Рассмотрим все предъявляемые требования в виде таблицы.



На каких этапах разработки подключаются тестировщики?
Короткий ответ – на всех. Как мы выяснили, команда тестирования взаимодействует со всеми участниками процесса разработки ПО. Если в рамках процесса выделены отдельные этапы и фазы, то тестировщики подключаются в рамках каждой из них.


При этом идея про разбиение процесса на различные этапы не обязательно подразумевает Waterfall. Также и в рамках гибкой разработки можно найти различные виды работ: анализ и проработка пользовательских историй, настройка окружения, отладка ПО, демо и приемка функционала и т.д.
В рамках разработки ПО можно выделить следующие типы активностей, в каждой из которых будет участвовать QA:



Данные виды активностей будут присутствовать и в каскадной, и в итеративной разработке:
  • в Waterfall это будут отдельные этапы/фазы разработки;
  • в Agile это могут быть различные типы деятельности в рамках одной итерации.
Как QA взаимодействует с участниками разработки ПО?
На каждом этапе при работе с каждым типом задач важно использовать свои методы взаимодействия с участниками процесса разработки. Эффективным будет чередование и/или сочетание различных подходов и практик. Это позволит реализовать ожидания стейкхолдеров от качества ПО и от работы команды тестирования.
Рассмотрим по порядку, как может быть построено взаимодействие команды тестирования с остальными участниками процесса.

1. QA в рамках анализа и проработки требований:
• Заказчики и бизнес-аналитики:
– Обсуждение end-to-end-проверок и бизнес-процессов.
• Аналитики и разработчики:
– Ревью чек-листов, подготовленных тестировщиками;
– Разработка тестовой модели и стратегии тестирования;
– Совместная оценка и планирование задач.
• Внешние ИТ-команды:
– Выяснение интеграционных зависимостей между системами;
– Планирование совместного использования среды тестирования.
• Команда поддержки тестовых сред (среды разработки и тестирования ПО):
– Обсуждение требований к средам тестирования: конфигурация, данные, производительность;
– Планирование работ с тестовой средой: сроки, права доступа.

2. QA в процессе разработки и отладки ПО:
• Заказчики и бизне-аналитики:
– Демонстрация новой функциональности;
– Уточнение актуальности приоритетов по ходу разработки.
• Аналитики и разработчики:
– Обсуждение и формирование вариантов данных для тестирования;
– Ревью/тестирование документации: тех. задания, пользовательские инструкции, help и т.д;
– Анализ ошибок, найденных в процессе отладки ПО.
• Внешние ИТ-команды:
– Получение данных и условий для проверки точек интеграции;
– Настройка и тестирование интеграции с использованием «заглушек».
• Команда поддержки тестовых/продуктивных сред:
– Установка ПО в среде тестирования и настройка интеграции с внешними системами;
– Разработка и проверка инструкций по установке для тестовой среды;
– Планирование подготовки превью среды (доступы, роли, данные) для интеграции и приемки.

3. QA во время проверки интеграции и UAT:
• Заказчики и пользователи:
– Организация приемочного тестирования UAT (User Acceptance Testing);
– Воспроизведение и анализ ошибок, найденных во время UAT;
– Сбор обратной связи по итогам приемочного тестирования.
• Аналитики и разработчики:
– Подготовка данных для end-to-end-тестирования;
– Анализ и устранение ошибок интеграции.
• Внешние ИТ-команды:
– Выполнение совместного end-to-end-тестирования.
• Команда поддержки тестовых/продуктивных сред:
– Установки ПО в превью среде;
– Разработка и проверка инструкций по установке для продуктивной среды;
– Настройка интеграции со связанными системами;
– Проверка быстродействия ПО / функционала в превью среде.

4. QA на этапе подготовки и выпуска релиза:
• Заказчики и пользователи:
– Участие в пилоте (при необходимости).
• Аналитики и разработчики:
– Подготовка инструкций по установке в продуктивную среду.
• Внешние ИТ-команды:
– Участие в end-to-end-тестировании при DryRun.
• Команда поддержки продуктивных сред:
– Проведение DryRun и контрольного Smoke-тестирования в превью среде;
– Поддержка процесса установки во время DryRun и основного релиза.

5. QA в рамках поддержки ПО в продуктивной среде:
• Заказчики и пользователи:
– Получение и анализ фидбэка по итогам релиза и эксплуатации ПО;
– Корректировка пользовательских инструкций.
• Аналитики и разработчики:
– Воспроизведение, анализ и исправление ошибок в рамках выпущенной функциональности;
– Анализ и исправление «технических» инцидентов от поддержки;
– Ретроспектива команды по итогам релиза: внутренняя и внешняя.
• Внешние ИТ-команды:
– Анализ и исправление интеграционных инцидентов;
– Пополнение базы знаний новой информацией по поводу интеграционного взаимодействия систем.
• Поддержка:
– Работа над ошибками, выполнение анализа: процесса установки, производительности после релиза, архитектуры ПО;
– Доработка инструкций по установке для продуктивной среды.

Кто тестирует кроме тестировщиков?
Как известно, тестированием в рамках процесса разработки ПО занимаются не только тестировщики. Описание различных этапов, а также явных и неявных участников процесса тестирования можно посмотреть тут. На схеме показано, кто еще принимает участие в тестировании помимо непосредственно команды QA.


Последние статьи в блоге

Сертификация преподавателя Java-разработки для крупного провайдера ИТ-обучения

Подтверждение квалификации значимо не только для ИТ-специалистов, работающих в сфере коммерческой разработки, но и для преподавателей, обучающих будущих экспертов в этой области. Делимся историей одного из преподавателей крупного провайдера ИТ-курсов, который успешно прошел Java-сертификацию.

Новости
21 января 2025

Системный аналитик 100 lvl — дорожная карта развития

Все, что нужно знать для роста в профессии: какие блоки знаний проседают у системных аналитиков больше всего, на какие компетенции важно обратить внимание, чтобы двигать карьеру дальше, и как подтвердить соответствие своего уровня единому стандарту качества.

23 декабря 2024

Платформа сертификации IBS признана лучшим digital-решением для корпоративного обучения

Центр сертификации IBS стал обладателем Гран-при премии «Смарт пирамида» — одной из самых престижных российских премий за достижения в области обучения и развития человеческого капитала.

20 декабря 2024

Учебный центр IBS получил сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015

В октябре 2024 года Учебный центр IBS получил сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Это важное достижение подтверждает, что мы придерживаемся высоких стандартов качества и результативно управляем образовательными процессами организации.

19 декабря 2024

9 курсов со скидкой до 50%

Друзья, в январе стартует 9 курсов, обучение на которых можно купить со скидкой до 50%*! 

15 декабря 2024

8 заблуждений про тестирование

Тестирование программного обеспечения окружено множеством заблуждений. Эти стереотипы нередко приводят к недопониманию его реальной роли и важности для успешного создания продуктов. Рассмотрим восемь самых распространенных мифов о тестировании и объясним, почему они не соответствуют действительности.

15 декабря 2024

Путь к Fullstack-тестировщику: что нужно знать о ручном и автоматизированном тестировании?

Тестирование программного обеспечения — одна из самых востребованных областей в IT. И часто новички и даже опытные специалисты, желающие строить свою карьеру в этом направлении, часто сталкиваются с вопросом: какое тестирование выбрать — ручное, автоматизированное или Fullstack? У каждого из этих направлений свои особенности, преимущества и требования к знаниям. В этой статье рассмотрим каждое из направлений, их плюсы и минусы, области применения и навыки, необходимые для успеха.

15 декабря 2024

Совет по развитию сертификации ИТ-специалистов при АПКИТ аккредитовал «Платформу сертификации IBS»

Директор департамента обучения и развития IBS Владимир Гернер участвовал в заседании Совета по сертификации ИТ-специалистов при АПКИТ.

Новости Жизнь компании
08 октября 2024

Java-сертификация: IBS в сравнении с Oracle

Игорь Судакевич рассказывает, почему сертификаты могут стать важным инструментом для достижения карьерных целей.

Новости
04 октября 2024

Исследование IBS: число новых ИТ-решений в реестре ПО выросло в 2023 году более чем на треть

Анализируем ситуацию на рынке российского ПО.

Жизнь компании
01 октября 2024

6 суперспособностей Fullstack-тестировщиков, которые напоминают навыки животных

Читайте о скиллах, которые делают тестировщиков востребованными на рынке труда.

27 сентября 2024

5 мифов о системных аналитиках

Вместе с Екатериной Тихомировой, специалистом по системному и бизнес-анализу, разбираемся, чем занимаются системные аналитики.

20 сентября 2024

Методология 12 факторов: как успешно разрабатывать облачные приложения

Андрей Бирюков рассказывает о методологии, которая помогает разрабатывать качественные, устойчивые и эффективные веб-приложения.

12 сентября 2024

Баги, которые стали фичами

Многие вещи, которые мы используем ежедневно, были случайно открыты. В честь дня тестировщика рассказываем про 5 багов, которые стали фичами.

09 сентября 2024

Шаблоны облачного проектирования

Читайте про наиболее популярные шаблоны облачного проектирования: шаблон Bulkhead и шаблон Sidecar.

06 сентября 2024

Бесплатные мини-курсы ко Дню знаний

Друзья, поздравляем с Днём знаний! Желаем любопытства, открытий и новых побед!

02 сентября 2024

5 курсов со скидкой 30%

Друзья, в сентябре стартует 5 курсов со скидкой 30%*

29 августа 2024

Исследование IBS: на одну вакансию в Java-разработке приходится 4 резюме

По данным исследования рекрутингового центра IBS, наибольшая конкуренция среди соискателей наблюдается среди Python-разработчиков: на одну вакансию приходится 10 резюме. В менее конкурентной среде находятся Java-разработчики (4 резюме на одну вакансию). Самыми дефицитными являются специалисты по языку Go: менее 2 резюме на одну вакансию.

28 августа 2024

Индексирование баз данных в PostgreSQL: погружение в тему

В продолжение серии статей об устройстве системы управления базами данных (СУБД) PostgreSQL (раз, два) смотрим, как ускорить выполнение запросов к базе данных с помощью индексов.

28 августа 2024

Книги для системных и бизнес-аналитиков, а также будущих и нынешних архитекторов

Наш коллега, архитектор информационных систем Сергей Политыко, поделился полезными книжными рекомендациями.

Жизнь компании
19 августа 2024

Не нашли, что искали? — Просто напишите, и мы поможем

Продолжая, я подтверждаю, что ознакомлен с Условиями использования и Порядком обработки персональных данных
Корпоративное обучение Оценка персонала Сертификация О нас Стань тренером Блог
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.