Как я росла вместе с 1С
Моя карьера началась с 1С, когда эта система еще ассоциировалась исключительно с бухгалтерией. Однако с годами она эволюционировала — вошла в крупные проекты, появились конфигурации класса ERP. Вместе с этим росли и требования к специалистам, которые работали с данным ПО. Стали необходимы аналитики 1С, появились роли архитекторов — сначала без специализации, потом разделились на функциональных и технических и сейчас процесс идёт дальше, например, стали попадаться запросы на архитектора по интеграциям.
Я прошла путь от рядового универсального «одинесника» до технического архитектора и теперь руковожу группой разработки. Несмотря на 20 лет в ИТ и разнообразный опыт как на линиях поддержки, так и на проектах внедрения, я осознала, что мне не хватает структуры и системных знаний. Я решила заново учиться, чтобы не просто выполнять задачи, а глубже понимать профессию и ее основы.
Почему я решила выйти за рамки 1С
Несколько лет назад я прошла курс по системному анализу, осенью подтвердила базовый уровень системного аналитика, пройдя сертификацию в IBS. Это стало моим первым шагом к расширению горизонтов, лучшему пониманию разных специалистов на проектах и их деятельности.Следующим этапом стало усиление компетенций по архитектуре ПО. Я записалась на комплексную программу «Архитектор ПО» в Учебном центре IBS. Я знала, что он не про 1С, но понимала — мне необходим широкий архитектурный кругозор. Да, часть тем не пригодится прямо сейчас: например, микросервисы в 1С пока неактуальны. Но это вопрос общего развития. Хочешь быть архитектором — расширяй рамки.
Очень ценю подход, где теория в виде лонгридов, встречи посвящены практике, а также применяется методика «перевёрнутого класса». Мы не слушаем длинные лекции, а, ознакомившись с материалом до встречи, разбираем кейсы, домашние задания, ошибки. Это намного полезнее. Особенно когда преподаватель обладает реальным опытом, дает честную обратную связь и вовлекает всех в обсуждение.
Первые результаты: применение на практике
Уже во время курса я смогла использовать знания — особенно в части проектирования интеграций. Прошла отдельный курс от IBS, и вскоре на внутреннем митапе смогла ответить на вопрос, как правильно проектировать интеграции: от концептуального уровня до физического. Руководитель отметил мой вклад, попросил оформить ответ письменно. Для меня это стало доказательством: знания применимы, актуальны и востребованы.Все чаще я использую в проектах моделирование, объясняю команде, зачем нужны схемы – систем, потоков, процессов, данных. Как минимум они позволяют визуально подсветить, на каком моменте можно допустить ошибку. Иногда приходится убеждать, иногда — просто делать и показывать результат.
Мой «вау»-момент: DDD
Когда мы дошли до темы DDD (Domain-Driven Design), мне было тяжело. Я читала, не до конца понимала, возвращалась. А потом — произошло озарение. Именно в этот момент коллега, посетивший конференцию 1С для партнеров, поделился впечатлениями и сбросил мне ссылку на книгу, которую ведущий специалист вендора, то есть самой 1С, рекомендует как обязательную для понимания платформы. И я подумала: как хорошо, что я уже знаю, о чём речь. Это был тот момент, когда понимаешь — учишься в правильном направлении.
Мои инсайты
Четкое понимание работы аналитиков
Я стала лучше понимать работу своих коллег-аналитиков. Часто в командах не хватает специалиста, который мог бы эффективно соединить технологические аспекты с потребностями заказчика не только в части функциональных требований, но и с учетом требований к качеству и интерфейсам, а также технологических ограничений. Это приводит к неоднозначности в том, как оптимально использовать систему 1С. Как архитектору, контролирующему реализацию всей системы целиком, мне важно, чтобы коллеги понимали мой выбор технологий и методов. Это позволяет устранить пробел в коммуникации и разрабатывать гибкие и масштабируемые решения, способные адаптироваться к изменениям в бизнесе. Навыки системного анализа помогают использовать различные методики для моделирования структур и процессов, что делает проектирование более качественным. Кроме того, такое образование позволяет эффективнее общаться с командой разработчиков, аналитиков и прочими заинтересованными сторонами, включая представителей заказчика, что улучшает понимание задач и сокращает время разработки.Если изначально некоторые участники команды не понимали целесообразности выполнения мной работ по моделированию хотя бы верхнеурово, то, наблюдая за результатами этого подхода, вопросы перестали появляться. Мы начали работать по-новому, и наши результаты значительно улучшились. Это помогает сделать внедрение более эффективным, снижает количество конфликтов и повышает успешность проектов.
Структурированный подход
Раньше многие процессы в 1С проходили на интуитивном уровне, основываясь на субъективном понимании. Это подход часто приводил к ситуационному мышлению, где решения принимались на лету, без четкой структуры, что было связано с рисками. Однако после обучения на курсе по системному анализу я начала внедрять в разработку более строгие структуры и паттерны проектирования.Теперь, благодаря пониманию лучших практик и методик «взрослых» языков программирования - объектно-ориентированное проектирование и использование шаблонов проектирования - я более системно подхожу к созданию архитектуры. Это позволяет не только избегать множества типичных ошибок, но и значительно повышает качество разрабатываемых решений.
С использованием шаблонов и структур у нас появляется возможность достигать большей последовательности и предсказуемости в процессе разработки, а также реализовывать программыные продукты с большим качеством. Это также позволяет глубже понимать и учитывать потребности конечных пользователей. Такой подход упрощает работу разработчиков, одновременно укрепляя доверие клиентов к итоговому продукту. Мы способны обеспечить его стабильность и соответствие требованиям бизнеса, что, в свою очередь, повышает общую ценность и качество наших решений.
Моделирование на разных уровнях проектирования
С помощью моделирования мы визуализируем процессы и структуру системы. Так становятся видны взаимосвязи между элементами. Зная, как работают разные уровни, легче находить слабые места в проекте. Модели помогают проще объяснять идеи команде и заказчику. Также это позволяет выявить требования еще на ранних этапах разработки. Когда у нас есть четкая модель, мы меньше рискуем. Это экономит время и деньги, так как можно исправить проблемы до начала внедрения. В итоге, хорошее моделирование делает проект более успешным и эффективным.Когда мы начинаем новый проект, я стараюсь убедить коллег в важности моделирования и тщательной проработке архитектурных решений. Доказываю на примерах, что ошибки, допущенные на ранних этапах проекта, приводят к наиболее крупным и тяжелым переделкам в дальнейшем. Объясняю, что качественная модель помогает избежать проблем, делает коммуникацию более понятной и учитывает требования бизнеса. Это укрепляет доверие к нашим решениям и постепенно формирует в команде понимание ценности тщательного проектирования. С каждым проектом коллеги все больше понимают, как моделирование способствует нашему успеху.
Расширение технического кругозора
Во время изучения курса системного анализа я стала понимать сильные и слабые стороны разных методов разработки, такие как Agile и Waterfall. Это помогло мне лучше управлять командой на проекте и наладить взаимодействие с заинтересованными сторонами. Я освоила моделирование данных с использованием UML, что помогло в создании четкой документации и визуализации архитектур решений. Также большое внимание уделялось проектированию интеграций систем, что критично в условиях цифровизации бизнеса. Это позволяет мне подбирать более эффективные и востребованные решения.Таким образом хочу сказать, что на личном опыте убедилась, что системный анализ и структурированный подход к проектированию архитектуры играет важную роль в разработке эффективных решений. Это помогает строить систему и наводить порядок там, где изначально были неопределенность и бардак.
Что планирую дальше
Мой следующий шаг — корпоративная архитектура, TOGAF, ArchiMate, потом можно замахнуться и на сертификацию по архитектуре. Я уже присматриваюсь к этим программам и понимаю: к следующему году буду готова.Мир 1С меняется. В крупных проектах появляются корпоративные архитекторы, интеграторы и заказчики ждут другого уровня зрелости. И если мы — архитекторы 1С — хотим остаться актуальными, мы должны идти в ногу с развитием. Или даже чуть впереди.
Заключение
Учеба — это не про возраст. Это про позицию. Я знаю, зачем учусь и вижу, что знания, которые получаю, приносят пользу. И уверена: останавливаться — нельзя. Потому что в этой профессии либо развиваешься ты, либо развивают тебя обстоятельства.