Как перестроить существующую организацию, как осуществлять трансформацию организации в целевом направлении, что важно при трансформации организации, а чем можно пренебречь – все эти вопросы часто задаются на верхнем уровне управления организации. В курсе мы разберём, что же такое архитектура организации, из каких составляющих она стоит, а главное, что такое управление архитектурой организации и чем конкретно нужно управлять. Основной фокус будет направлен на объекты бизнес-архитектуры, но в рамках курса будет обязательно рассмотрены и объекты из ИТ-области, так как их понимание и взаимосвязи с ними влияют на объекты бизнес-архитектуры.
Существует множество стандартов в области управления корпоративной архитектурой, например TOGAF или BizBOK, но они написаны либо с позиции ИТ, либо позиции бизнеса. Авторский курс «Управление бизнес-архитектурой организации» - это попытка объединить все полезное, что есть в различных стандартах, но с учетом практического использования в различных организациях.
В начале курса рассматриваются основные понятия управления архитектурой организации, а именно: объект управления, жизненный цикл объекта управления, взаимосвязи объектов управления, их целевое состояние, а также архитектурные требования и архитектурный долг. Основной вопрос, на который дается ответ в начале курса, зачем необходимо управлять архитектурой, что значит «хорошая» архитектура организации, и что будет, если архитектурой в организации не управлять. Многие подходы к архитектурному управлению, рассматриваемые в курсе, были апробированы на уровне управления информационными технологиями и теперь «поднимаются» на уровень бизнеса.
В рамках курса дается перечень архитектурных объектов, таких как: цели, продукты, услуги, процессы, цепочки добавленной ценности, функции и способности, а также подразделения и компетенции и некоторые другие. При этом многообразие организаций не требует применения всех объектов, и можно сосредоточиться на ключевых.
Ключевым отличием данного курса является подход, когда архитектура рассматривается не только с точки зрения внутренней структуры организации, но и с точки зрения внешнего окружения организации, а главное - соответствия нашей организации требованиям внешнего окружения.
Практика показывает, что для качественного архитектурного управления важна архитектурная база, на основе которой строится управление архитектурой, и в рамках данного курса мы ссылочно рассмотрим другие подходы, стандарты, дисциплины и методики, которые потребуются для выстраивания архитектурного управления в организации. Фактически в рамках курса будет дан перечень компетенций, которые необходимы для роли бизнес-архитектора в организации.
Также в рамках курса верхнеуровнево будут рассмотрены и элементы ИТ-архитектуры, но ниже уровня информационных систем и программного обеспечения мы опускаться не будем, и уж точно не будем изучать, как проектируются информационные системы.
В завершении курса мы рассмотрим требования к инструменту, поддерживающему управление корпоративной архитектурой, и оценим соответствие существующих инструментов данным требованиям.
Понятие управления, цикл управления
Понятие объекта управления и архитектурного объекта
Понятие корпоративной архитектуры, взаимосвязь объектов управления
Практика: определение объектов корпоративной архитектуры
Существующее и целевое состояние архитектурных объектов
Требования к объектам управления и их взаимосвязям
Понятие архитектурного соответствия и архитектурного долга
Практика: определение объектов, для которых необходимо целевое состояние
Перечень архитектурных объектов
Взаимосвязи между объектами
Точки зрения на архитектурное хранилище
Практика: определение объектов метамодели и их взаимосвязей
Понятие цели и проекта
Требования к цели и проекту и их атрибутам
Архитектура целей и архитектура проектов
Связи целей и проектов с другими объектами
Практика: построение реестра целей и карты взаимосвязи целей
Понятие жизненной ситуации и пути клиента
Требования к жизненной ситуации, пути клиента и их атрибутам
Архитектура жизненных ситуаций
Связи жизненной ситуации, пути клиента с другими объектами
Практика: построение пути клиента
Понятие продукта и услуги
Требования к продуктам и сервисам и их атрибутам
Архитектура продуктов
Связи продуктов и услуг с другими объектами
Практика: построение карты продуктов/услуг
Понятие процесса и цепочки добавленной ценности
Требования к процессам, цепочкам добавленной ценности и их атрибутам
Архитектура процессов
Связи процессов с другими объектами
Практика: определение процессов и сборка их в цепочку добавленной ценности
Понятие функции и способности
Требования к функциям, способностям и их атрибутам
Архитектура функций
Связи функций с другими объектами
Практика: определение реестра функций и построение карты способностей
Понятие подразделения и компетенции
Требования к подразделениям, компетенциям и их атрибутам
Архитектура компетенций
Связи компетенций с другими объектами
Практика: определение матрицы компетенций
Понятие данных
Требования к данным и их атрибутам
Архитектура данных
Связи данных с другими объектами
Практика: определение реестра данных и ключевых атрибутов
Понятие ИТ-сервиса и информационной системы (ИТ-ландшафт)
Требования к ИТ-сервисам и информационным системам и их атрибутам
Архитектура ИТ-ландшафта
Связи ИТ-сервисов и информационных систем с другими объектами
Практика: определение ИТ-ландшафта
Целевое видение инструментария
Краткий обзор существующих решений
42 500 ₽
38 250 ₽ — для физ. лиц
Корпоративная архитектура на базе TOGAF
Методы управления корпоративной архитектурой, основанные на международных стандартах TOGAF.
28 900 ₽
Моделирование в ArchiMate
Освоение нотации ArchiMate для создания моделей корпоративной архитектуры и изучение работы с инструментом Archi.
28 900 ₽