О чём курс
Как перестроить существующую организацию, как осуществлять трансформацию организации в целевом направлении, что важно при трансформации организации, а чем можно пренебречь – все эти вопросы часто задаются на верхнем уровне управления организации. В курсе мы разберём, что же такое архитектура организации, из каких составляющих она стоит, а главное, что такое управление архитектурой организации и чем конкретно нужно управлять. Основной фокус будет направлен на объекты бизнес-архитектуры, но в рамках курса будет обязательно рассмотрены и объекты из ИТ-области, так как их понимание и взаимосвязи с ними влияют на объекты бизнес-архитектуры.
Существует множество стандартов в области управления корпоративной архитектурой, например TOGAF или BizBOK, но они написаны либо с позиции ИТ, либо позиции бизнеса. Авторский курс «Управление бизнес-архитектурой организации» - это попытка объединить все полезное, что есть в различных стандартах, но с учетом практического использования в различных организациях.
В начале курса рассматриваются основные понятия управления архитектурой организации, а именно: объект управления, жизненный цикл объекта управления, взаимосвязи объектов управления, их целевое состояние, а также архитектурные требования и архитектурный долг. Основной вопрос, на который дается ответ в начале курса, зачем необходимо управлять архитектурой, что значит «хорошая» архитектура организации, и что будет, если архитектурой в организации не управлять. Многие подходы к архитектурному управлению, рассматриваемые в курсе, были апробированы на уровне управления информационными технологиями и теперь «поднимаются» на уровень бизнеса.
В рамках курса дается перечень архитектурных объектов, таких как: цели, продукты, услуги, процессы, цепочки добавленной ценности, функции и способности, а также подразделения и компетенции и некоторые другие. При этом многообразие организаций не требует применения всех объектов, и можно сосредоточиться на ключевых.
Ключевым отличием данного курса является подход, когда архитектура рассматривается не только с точки зрения внутренней структуры организации, но и с точки зрения внешнего окружения организации, а главное - соответствия нашей организации требованиям внешнего окружения.
Практика показывает, что для качественного архитектурного управления важна архитектурная база, на основе которой строится управление архитектурой, и в рамках данного курса мы ссылочно рассмотрим другие подходы, стандарты, дисциплины и методики, которые потребуются для выстраивания архитектурного управления в организации. Фактически в рамках курса будет дан перечень компетенций, которые необходимы для роли бизнес-архитектора в организации.
Также в рамках курса верхнеуровнево будут рассмотрены и элементы ИТ-архитектуры, но ниже уровня информационных систем и программного обеспечения мы опускаться не будем, и уж точно не будем изучать, как проектируются информационные системы.
В завершении курса мы рассмотрим требования к инструменту, поддерживающему
управление корпоративной архитектурой, и оценим соответствие существующих
инструментов данным требованиям.
Цели
Понимание основ и принципов архитектурного управления в организации, его преимуществ и недостатков, овладение навыками выделения объектов архитектурного управления в организации и взаимосвязей между ними, знание архитектурного базиса, необходимого для выстраивания архитектурного управления в организации, умение определять требования, как к объектам архитектурного управления и их атрибуты, так и к взаимосвязям между ними, научиться формировать ключевые архитектурные артефакты, получение навыков и знаний для улучшения работы организации и повышения ее эффективности.
Целевая аудитория
Бизнес-аналитики, бизнес-архитекторы, корпоративные архитекторы, руководители проектов, сотрудники департаментов стратегического управления, оптимизации бизнес-процессов, и также управления информационными технологиями.
Предварительная подготовка
Не требуется, рекомендуется опыт работы в крупных организациях (более 5000 сотрудников) на руководящих позициях.
Для кого
Архитектор ПО
Бизнес-аналитик
Улучшаемые навыки
Понимание концепций бизнес-архитектуры
Анализ бизнес-процессов
Разработка и внедрение архитектурных решений
Управление изменениями в организации
Оценка и мониторинг эффективности бизнес-архитектуры
Расписание курсов
Программа курса
01
Что такое архитектура организации
Понятие управления, цикл управления
Понятие объекта управления и архитектурного объекта
Понятие корпоративной архитектуры, взаимосвязь объектов управления
Практика: определение объектов корпоративной архитектуры
02
Управление архитектурой организации
Существующее и целевое состояние архитектурных объектов
Требования к объектам управления и их взаимосвязям
Понятие архитектурного соответствия и архитектурного долга
Практика: определение объектов, для которых необходимо целевое состояние
03
Мета-модель архитектуры организации
Перечень архитектурных объектов
Взаимосвязи между объектами
Точки зрения на архитектурное хранилище
Практика: определение объектов метамодели и их взаимосвязей
04
Цели, проекты и их архитектура
Понятие цели и проекта
Требования к цели и проекту и их атрибутам
Архитектура целей и архитектура проектов
Связи целей и проектов с другими объектами
Практика: построение реестра целей и карты взаимосвязи целей
05
Клиенты, жизненные ситуации, пути клиента и их архитектура
Понятие жизненной ситуации и пути клиента
Требования к жизненной ситуации, пути клиента и их атрибутам
Архитектура жизненных ситуаций
Связи жизненной ситуации, пути клиента с другими объектами
Практика: построение пути клиента
06
Продукты, услуги и их архитектура
Понятие продукта и услуги
Требования к продуктам и сервисам и их атрибутам
Архитектура продуктов
Связи продуктов и услуг с другими объектами
Практика: построение карты продуктов/услуг
07
Процессы, цепочки добавленной ценности и их архитектура
Понятие процесса и цепочки добавленной ценности
Требования к процессам, цепочкам добавленной ценности и их атрибутам
Архитектура процессов
Связи процессов с другими объектами
Практика: определение процессов и сборка их в цепочку добавленной ценности
08
Функции, способности и их архитектура
Понятие функции и способности
Требования к функциям, способностям и их атрибутам
Архитектура функций
Связи функций с другими объектами
Практика: определение реестра функций и построение карты способностей
09
Подразделения, компетенции и их архитектура
Понятие подразделения и компетенции
Требования к подразделениям, компетенциям и их атрибутам
Архитектура компетенций
Связи компетенций с другими объектами
Практика: определение матрицы компетенций
10
Домены, данные и их архитектура
Понятие данных
Требования к данным и их атрибутам
Архитектура данных
Связи данных с другими объектами
Практика: определение реестра данных и ключевых атрибутов
11
ИТ-сервисы и информационные системы и их архитектура
Понятие ИТ-сервиса и информационной системы (ИТ-ландшафт)
Требования к ИТ-сервисам и информационным системам и их атрибутам
Архитектура ИТ-ландшафта
Связи ИТ-сервисов и информационных систем с другими объектами
Практика: определение ИТ-ландшафта
12
Инструментарий управления архитектрой организации
Целевое видение инструментария
Краткий обзор существующих решений
13
Итого на курс 24 часа: теория – 12 ч (50%), практика – 12ч (50%)
Чему вы научитесь
01
Анализировать и моделировать бизнес-процессы организации
02
Разработки и внедрения стратегий бизнес-архитектуры, которые соответствуют целям и задачам организации
03
Управлять изменениями в бизнес-архитектуре, включая планирование, реализацию и мониторинг изменений
04
Применять различные инструменты и методологии для управления бизнес-архитектурой
Курс проводят
Коптелов Андрей
Эксперт в области бизнес-анализа, управления проектами и процессами