
Что такое софт-скиллы?
Современный работодатель ожидает от ИТ-специалиста 2 типа навыков: хард-скиллс (профессиональные навыки) и софт-скиллс (гибкие или мягкие навыки). Софт-скиллс (soft skills) — это личностные качества, свойства и умения, которые вы используете в повседневной жизни. Другими словами, софт-скиллс — это навыки, основанные на эмоциональном интеллекте. К ним относятся: навыки коммуникации, умение работать в команде, гибкое мышление, критическое мышление и т. д. Софт-скиллс не входят в круг прямых обязанностей специалиста, но без них вас могут не взять на работу.
Зачем нужны софт-скиллс ИТ-специалистам?
Кем бы вы не работали, требования к профессионалам вашего профиля остаются неизменными десятилетиями. Например, от PM-менеджера ожидается умение работать с требованиями, знание метрик, управление рисками и т. д. На хард-скиллс менеджера проектов влияет лишь уровень технологического развития.
С софт-скиллс дело обстоит иначе: если в 2000-х годах технические навыки были важнее, то теперь ситуация изменилась. Умение общаться с клиентами и работа в команде постепенно выходят на первый план, а потребность в специалистах с прокаченными софт-скиллс возрастает. Мягкие навыки универсальны, они пригодятся любому для коммуникации с коллегами и организации рабочих процессов.
Проверяют ли софт-скиллс на собеседовании?
Уже слышали истории, когда HR-менеджер Microsoft, выбирая между гениальным социофобом и общительным среднячком останавливался на втором? Кажется маловероятным, однако на деле любая компания предпочтет сотрудника, который может не только программировать, но и выстраивать коммуникацию с коллегами.
Дело в том, что ИТ — это работа завязанная на постоянном общении. От того, как люди взаимодействуют друг с другом, зависит не только скорость работы команды, но и качество продукта. Если тиммейты не умеют работать вместе, то проект превращается в бесконечный поток споров и разногласий, которые мешают его реализации.
Поэтому современные компании проверяют гибкие навыки соискателя, используя психологические тесты, письменное и устное интервью. Например, на собеседовании можно услышать вопрос: “Кем вы видите себя через 5 лет?”. Так работодатель хочет узнать умеете ли вы ставить цели, насколько они амбициозны и реальны. Помимо этого, проверка софт-скиллс позволяет HR-специалисту понять:
-
как быстро кандидат “вольется” в коллектив;
-
умеет ли он работать в команде;
-
как он адаптируется к новым обстоятельствам;
-
умеет ли он слушать и слышать других людей;
-
знает ли он, как выйти из конфликта и т. д.
Чаще всего компании не требуют идеальное владение этими навыками, но их наличие сводит к минимуму процессы, мешающие вашей работе и работе коллектива в целом.
Какие навыки стоит прокачать?
Важно понимать, что для каждой конкретной профессии важны конкретные навыки. Бывают случаи, когда любовь к монотонной работе ценится больше, чем креативность или навык публичного выступления. Если говорить о программистах, то в работе им пригодятся:
Умение работать в команде
Если вы не одинокий смотритель маяка, то умение работать в команде вам понадобится. Участвуйте в командных мероприятиях, играйте в настольные игры и самое банальное — желайте всем доброго утра. Эти простые действия укрепляют отношения внутри коллектива и отлично мотивируют команду работать.
Вы увидели баг или возможность сэкономить на хостинге? Создайте задачу и обсудите это с коллегами! Если ваше замечание принесет пользу проекту, его обязательно возьмут в работу, а вы покажите себя командным игроком.
Умение формулировать и объяснять свои мысли
Особенно полезно для наставников и руководителей команд. Если вы родитель, ваш ребенок может стать отличным тренажером для развития этого навыка. А если детей у вас нет, попросите членов семьи или друзей послушать, как вы объясняете что такое “батон” и почему тестировщики ищут жуков. Когда человек, не связанный с вашей работой, начал понимать ее специфику, знайте, вы добились отличных результатов. Еще один способ прокачать навык — это постоянные публичные выступления. Одним из видов таких выступлений являются онлайн презентации, которые требуют особого подхода.
Умение слушать
Умение слушать — один из навыков, который пригодится человеку во всех сферах его жизни. С его помощью можно не только лучше понять клиента, но и найти крутую идею для проекта. Как развивать этот навык? Начать внимательно и объективно слушать! Задавайте наводящие вопросы, но не перебивайте, интересуйтесь мнением собеседника, а не ждите когда придет ваша очередь сказать что-то умное. Помните, умение слушать и слышать помогает прокачать ваш скилл управления конфликтами.
Умение адаптироваться
Гибкость — еще одно важное умение ИТ-специалиста. Технологии стремительно развиваются, поэтому с каждым новым проектом вам придется изучать новые инструменты. Также гибкость пригодится в ситуациях, когда планы приходится менять на ходу. Например, при исправлении срочного бага, если нужно быстро переключиться и выполнить задачу.
Тайм-менеджмент и самодисциплина
ИТ-специалистов никто не контролировал и до пандемии COVID-19. Но на массовой удаленке в “айтишных” СМИ чаще появлялись статьи, связанные с тайм-менеджментом и самодисциплиной. Умение считать время позволяет избежать хаоса, мешающего работать в домашней обстановке. Научиться “чувствовать” время просто: разбивайте свою деятельность по блокам, составляйте ежедневные графики, оставляйте заметки в телефоне. Со временем это станет привычкой и распределять время будет проще.
Вывод
Необходимые ИТ-специалисту софт-скиллы можно перечислять бесконечно. Помните, что наличие гибких навыков играет огромную роль в построении карьеры и при прохождении интервью. Если вы хотите занять позицию менеджера или любую руководящую должность, софт-скиллс — незаменимый инструмент, который в разы облегчит рабочие процессы.