;
Виктория Слинявчук

Как научиться учиться. Часть 1

01.09.2021 13884
IBS Training Center Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram:
больше материалов экспертов, анонсы бесплатных вебинаров и задачки для IT-специалистов
Подписаться
“Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать,
а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.”
Элвин Тоффлер
Сфера IT развивается настолько динамично, что всем, кто в ней работает, приходится постоянно учиться, доучиваться и повышать свою квалификацию.
Как учиться наиболее эффективно и успешно, как получить максимум отдачи от вложения в учебу самого ценного своего ресурса - времени?






Я недавно прочитала отличную книгу Барбары Оакли “Думай как математик” и почерпнула оттуда много отличных идей, которыми хочу с вами поделиться.
Оакли пишет о том, как лучше всего изучать математику и естественные науки. Впрочем, ее рекомендации так же хорошо подходят и для обучения в области IT, и даже для овладения иностранными языками.

Сфокусированное и рассеянное мышление

Одна из ключевых идей книги: у человека есть два режима мышления: сфокусированный и рассеянный, и оба важны для учебы.
В сфокусированном режиме мы сосредоточены на некой задаче, мыслим сознательно, последовательно и аналитически.
В рассеянном режиме мозг продолжает обдумывать задачу незаметно, подсознательно. Это можно сравнить с работой приложения в фоновом режиме. Именно из рассеянного мышления рождаются инсайты, необычные решения и гениальные догадки. Разумеется, эти инсайты не берутся из ниоткуда, это результат обработки информации, усвоенной в сфокусированном режиме.
В повседневной жизни мы переключаемся между этими видами мышления, сами того не замечая. Оакли рекомендует научиться переключаться по собственному желанию и чередовать эти режимы - это поможет учиться лучше.
Между интенсивными занятиями необходимо делать перерывы и дать время мозгу поработать над новой информацией или поставленным заданием “в фоне”.

Как читать учебную литературу

Конечно, читать учебную литературу следует иначе, чем мы читаем развлекательную, ведь у нас другая цель.
Вот несколько рекомендаций, которые я проверила на себе и сочла полезными.

“Мыслительный насос”

Оакли рекомендует перед тем, как начинать чтение раздела или главы, бегло просмотреть материал и составить общую картину. Обратите внимание на заголовки, выделенные слова и фразы, диаграммы, иллюстрации, вопросы в конце. Это помогает упорядочить мысли и создать в мозгу “нейронные зацепки”, которые поспособствуют усвоению информации.
В другой отличной книге, “Психологии критического мышления” Дайаны Халперн, я встречала описание похожей, но более основательной техники.

“ОВЧИП”


По-английски эта техника называется “SQ3R” (Survey, Question, Read, Recite, Review), по-русски - «Обзор, Вопросы, Чтение, Изложение, Повторение». Аббревиатуру “ОВЧИП” я составила сама :) Чтобы запомнить, можно представить себе овцу с чипом.




Кстати, создание мнемонических аббревиатур и зрительных ассоциаций - эффективный способ улучшить запоминание информации. И нестрашно, если они выглядят нелепо и странно, главное, что помогают запомнить :)

В чем заключается эта техника?
Обзор - первый этап изучения текста, как раз то, что Барбара Оакли называет включением “мыслительного насоса”, поверхностное ознакомление с общей структурой текста. Во время обзора нужно поставить себе вопросы к тексту - это даже эффективнее, чем отвечать на предложенные составителями учебника вопросы, данные в начале или конце раздела. Можно, например, превращать в вопросы заголовки разделов. Если после прочтения раздела вы не можете ответить на поставленные к этому разделу вопросы, это значит, что информация не усвоена.
Только после этого переходите собственно к чтению. Когда читаете, полезно делать записи (о конспектах чуть дальше).
После того, как вы прочитали текст, вам нужно изложить прочитанный материал, ответив на поставленные ранее вопросы - про себя или (что даже лучше) вслух или письменно. Важно: это нужно делать, не подглядывая в свои записи.
И последний этап - проверка. Еще раз пройдитесь по материалу, обратите внимание на то, что не удалось или было сложно вспомнить, убедитесь, что ваши ответы были точными. Это помогает закрепить знания.


Подключение разных типов памяти

Существуют различные типы памяти - зрительная, двигательная, слуховая, наглядно-образная и так далее.
Очень способствует запоминанию информации подключение разных типов памяти.
Именно поэтому полезно конспектировать - и Оакли, и Халперн это советуют, да многие наверняка и по себе это знают.
Оакли предостерегает от подчеркивания и выделения текста в книге, это ведь никак не помогает перенести информацию в вашу голову, а лишь создает иллюзию, что мы обратили особое внимание и что-то запомнили.
Если же вы подчеркиваете текст, чтобы потом повторить по-быстрому самое главное, то лучше уж делать записи - они послужат той же цели, но еще и реально помогут запомнить информацию. Когда мы пишем, то подключаем двигательный тип памяти.
Кстати, считается, что писать от руки эффективнее, чем вводить текст с клавиатуры, но это уж решайте сами. Возможно, если вы печатаете чаще, чем пишете (скорее всего, так и есть), то вам полезнее будет как раз набирать текст конспекта.
Бывало такое, что сознательно вспомнить трудно, как правильно пишется то или иное слово или нужная команда языка программирования, а начинаете печатать - и “руки помнят”? У меня бывает.
Еще один вариант - читать вслух. Таким образом включается дополнительно слуховая память. Лично мне это особенно помогает в изучении иностранных языков. Однако, если вам предстоит, например, рассказывать о какой-нибудь технологии на собеседовании или устном экзамене, чтение вслух тоже может быть полезно.

“Повторенье - мать ученья”

Это старая правдивая пословица, правда, не все правильно понимают, что такое повторение и как повторять эффективно.
Простое перечитывание текста несколько раз подряд - это не то повторение, которое мать ученья. Помогает ли это запомнить? Да вот не факт. Текст становится более знакомым, мы его узнаем, и нам кажется, что он отложился у нас в голове. Возможно, только кажется.
Повторение, которое действительно помогает - это попытка самостоятельно воспроизвести материал, извлечь новые знания из памяти. Например, как в описанной выше технике - непосредственно после прочтения. Перечитывать есть смысл только с интервалами, допустим, через день, чтобы закрепить.
Конечно, повторять нужно и позднее, причем неоднократно. Нейронные связи укрепляются, когда мы вспоминаем.
Особенно эффективно повторение перед сном. Думаю, многим в школьные годы советовали перед контрольной ложиться спать с учебником под подушкой. А ведь действительно помогает, но только если перед сном повторить :)
Вообще здоровый сон необходим для хорошей памяти. Тем, кто хронически не высыпается, сложно по-настоящему усваивать новые знания. Во время сна информация “перезаписывается” из кратковременной памяти в долговременную.
Повторять можно в самых разных ситуациях: когда гуляете или едете в транспорте, чистите зубы или занимаетесь чем-нибудь монотонным вроде уборки - руки заняты, а голова свободна. Полезно повторять не только за своим столом, но и в других местах - чтобы в непривычной ситуации нужная информация не вылетела из головы.
Перед экзаменом, тестом, сертификацией можно повторять “по нарастающей” - каждый день чуть больше, чем в предыдущий.
Если вы посетили мастер-класс, тренинг или еще какое-нибудь практическое занятие, очень полезно после него еще раз решить учебные задачи или выполнить упражнения. Это на занятии казалось, что всё получается, а дома, сами сможете? Затем можно решить похожие задачи. Таким образом действительно закрепляются полученные навыки.
Впрочем, решать много однотипных заданий подряд, когда уже всё понятно и получается легко, довольно бессмысленно. Лучше двигаться дальше.

Продолжение следует.


Курсы по тестированию ПО.

Расскажи друзьям:

Как не пропустить самое интересное?
Подписывайтесь на наш ежемесячный дайджест!
Спасибо.
Вы подписаны на ежемесячный дайджест.
Пользователь только что записался на курс ""
Спасибо!
Форма отправлена успешно.