Описание
Образовательная программа разработана с учетом международных стандартов и практик, таких как BABOK, SEBOK.
За время обучения вы в совершенстве овладеете ключевыми инструментами моделирования - UML, BPMN, IDEF, а также познакомитесь с CAMUNDA; научитесь работать с требованиями и проектировать комплексные решения, тренируя системное мышление во время выполнения практики.
Освоите основные архитектурные практики и особенности работы с интеграционными требованиями. Приобретете уверенность при работе с различными базами данных, научитесь проектировать пользовательские интерфейсы и использовать в своей работе ключевые аспекты обеспечения информационной безопасности.
Это фундаментальная программа, с примерами и практикой, занятиями с преподавателем, в рамках которой вы сможете вместе разобрать решение практических задач.
Обучение проходит в смешанном формате:
-
Самостоятельное изучение материалов курсов в системе дистанционного обучения (СДО). По окончании теоретической части каждого курса программы участникам будет предложен тест для проверки и подтверждения уровня знаний.
-
Практические сессии с преподавателем, на которых дополнительно разбирается каждый этап кейс-проекта, обсуждаются вопросы, а также можно познакомиться с опытом и кейсами коллег.
Баланс теории и практики - 40\60, что позволяет сосредоточиться на практических аспектах и сформировать востребованные навыки у выпускников программы.
удостоверение о повышении квалификации государственного образца
Целевая аудитория
Предварительная подготовка
Для поступления на курс: знать основы программирования, основы алгоритмов, быть знакомым с Git, Jira, confluence. Иметь базовые навыки бизнес-анализа и документирования. Опыт работы в системном анализе и/или в ИТ от 1 года.
Разбираемые темы
-
I. Фундаментальные компетенции системного аналитика: основы теории, технологические стеки и практические методы
1. Основы теории систем. Понятия, принципы и подходы к анализу, синтезу и моделированию информационных систем, процессов и технологий.
2. Методология системного анализа. Роль системного аналитика.
3. Как тренировать системное мышление.
4. Основные технологические стеки в разработке ПО, их эволюция, тренды и перспективы развития.
5. Веб, десктоп и мобильное программное обеспечение, особенности работы с каждым типом ПО.
6. Искусственный интеллект и ML.
7. ChatGPT в работе системного аналитика.
8. Принципы объектно-ориентированного анализа и проектирования.
9. Применение «лучших практик» программной инженерии (паттерны проектирования)
Итого на курс 10 часов: теория – 4 ч (40%), практика – 6 ч (60%)
-
II. Методологии и технологии разработки программного обеспечения
1. Общее понимание процессов итерационной разработки и инкрементальной поставки ПО (включая SDLC), номенклатуры проектной документации.
2. Релизный цикл, CI/CD
3. Управление неопределенными требованиями. Управление рисками.
4. Управление заинтересованными сторонами и их группами. Управление ожиданиями. RACI-матрица
Итого на курс 16 часов: теория – 6 ч (40%), практика – 10 ч (60%)
-
III. Работа с требованиями: анализ, документирование, управление
1. Анализ корневых причин (в том числе технологических) как инструмент целеполагания в инициативах по автоматизации. Выявление потребностей в новой функциональности.
2. Функциональная декомпозиция деятельности организации.
3. Описание бизнес-процессов "Как есть" (AS IS) и "Как должно быть" (TO BE)
4. Методы сбора требований. Расширенные вопросы проведения «мозговых штурмов», фокус-групп, анкетирования, опросов, наблюдений и интервью. Прямое и опосредованное взаимодействие с заказчиком методами симуляций (деловых игр), рабочих сессий (workshops).
5. Виды требований. Анализ и декомпозиция.
6. Документирование требований. Use Case. User story.
7. Верификация и валидация требований.
8.Выявление, описание и анализ требований к регламентированной и нерегламентированной отчетности.
9. Переходные требования. Миграция данных, управление конфигурациями.
10. Разработка артефактов системного анализа. Применение корпоративных стандартов в разработке документации.
11. Влияние нефункциональных требований на архитектуру.
12. Жизненный цикл требований.
13. Выбор и согласование базиса (критериев) и подходов к приоритезации требований; определение приоритетов в реализации требований и их пересмотр на регулярной основе.
14. Требования в продуктовой разработке: понятие дорожной карты продукта, MVP
15. Подготовка требований к повторному использованию. Оценка и управление изменениями в требованиях.
16. Прямая и обратная взаимная трассировка требований на компоненты решения и тестовые сценарии.
17. Утверждение требований, согласование.
Итого на курс 40 часов: теория – 16 ч (40%), практика – 24 ч (60%)
-
IV. Моделирование процессов: нотации и диаграммы
1. Расширенные вопросы моделирования и документирования требований к архитектуре ПО, в том числе на уровне компонентов. В каком порядке браться за проработку моделей.
2. Диаграммы информационных потоков (IFD/ DFD) и их место в анализе и проектировании систем.
3. Нотации семейства IDEF: IDEF0 / 1X / 3.
4. Язык BPMN 2.0 (продвинутый уровень). Исполняемые процессы.
5. CAMUNDA.
6. Язык UML 2.x (продвинутый уровень): диаграммы классов, вариантов использования, последовательности, деятельности, состояний, компонентов, развертывания.
Итого на курс 40 часов: теория – 16 ч (40%), практика – 24ч (60%)
-
V. Основные архитектурные практики для системного анализа
1. Понятия архитектуры: основные термины и определения, критерии качества архитектуры. Клиент-серверная архитектура.
2. Монолит и микросервисы: какой архитектурный стиль выбрать. Современные подходы к архитектурному проектированию.
3. Виды требований и атрибуты качества. Архитектурно-значимые требования.
4. Применение архитектурных паттернов: от базовых до продвинутых стратегий проектирования.
5. Расширенные вопросы архитектурной работы в разработке ПО, «продвинутые» архитектурные практики. Подходы к обеспечению качества ПО: репликация, кластеры, бэкапы, шардирование, оркестрация, хореография.
6. Как управлять критериями надежности сервисов (SLA, SLO, SLI).
7. Использование Archimate как инструмента моделирования и проектирования систем.
8. Погружение в методику C4 для наглядного и эффективного проектирования архитектуры.
9. Освоение нотации 4+1 для анализа и проектирования архитектуры
10. Принципы предметно-ориентированного проектирования (DDD).
11. Архитектурные стили: событийно-управляемая архитектура.
Итого на курс 10 часов: теория – 4 ч (40%), практика – 6 ч (60%)
-
VI. Как хранить и обрабатывать данные
1. Проектирование моделей данных (построение логической и физической модели. ER-диаграмма. Проектирование типов связей для реляционной СУБД).
2. Реляционные и нереляционные базы данных: обзор, особенности и гарантии доступности.
3. Виды нереляционных баз данных: обзор, гарантии и CAP-теорема.
4. Отличия и детали реализации нереляционных баз данных.
5. Современные тактики производительности реляционной базы данных (Нормализация, Денормализация, Индексация, Read Replica).
6. Интеграция баз данных и ETL: сильные стороны, метрики и методы оптимизации.
7. Сложные запросы на SQL. DQL запросы с использованием union, вложенных запросов, оператора with. Агрегирующие функции.
8. Операторы DDL.
9. Расширенные вопросы использования языка SQL («классический» диалект и его варианты).
Итого на курс 40 часов: теория – 16 ч (40%), практика – 24 ч (60%)
-
VII. Интеграционная архитектура и методы: от требований до практических решений
1. Интеграционные требования.
2. Промышленные стандарты интеграции.
3. Инструменты и средства интеграции.
4. Шаблоны интеграции приложений (Enterprise Integration Patterns).
5. Шаблоны коммуникации приложений.
6. Обеспечение стабильности.
7. Основы построения информационных сетей.
8. Технологии виртуализации. Отличие виртуализации от контейнеризации, stateless и statefull приложений.
9. Выбор между синхронной и асинхронной коммуникацией: анализ преимуществ и влияние на надежность системы.
10. Шаблоны коммуникации в контексте приложений и микросервисной архитектуры: применение и практические сценарии.
11. Синхронное взаимодействие и REST: основы, генерация API и управление версиями.
12. REST API: рекомендации по дизайну, блокировкам, кешированию и версионированию.
13. OpenAPI Spec: интеграция и API First подход в создании удобных и гибких интерфейсов.
14. AsyncAPI и принципы асинхронного взаимодействия: организация топиков и безопасность сообщений.
15. Технологии асинхронного обмена сообщениями: RabbitMQ, ActiveMQ, Kafka в сравнении.
Итого на курс 30 часов: теория – 12 ч (40%), практика – 18 ч (60%)
-
VIII. Углубленное проектирование пользовательских интерфейсов: от эргономики до системного анализа
1. Основы эргономики, технической эстетики и графического дизайна в объеме, необходимом и достаточном для решения задач проектирования пользовательских интерфейсов.
2. Прототипирование интерфейсов «система – система», информационных и вычислительных процессов, в том числе процессов обмена данными. Прототипы низкой и высокой точности.
3. Основы работы с Figma (просто небольшую базовую практику).
4. Визуальные языки и их роль в проектировании пользовательских интерфейсов. Тренды в UI/UX. Ключевые эвристики.
5. Применение в работе над интерфейсами специальных техник анализа: карт клиентского опыта (CJM), карт эмпатии, персон(ажей), A/B-тестов и др.
6. Роль системного аналитика в проектировании пользовательского интерфейса.
Итого на курс 30 часов: теория – 12 ч (40%), практика – 18 ч (60%)
-
IX. Безопасность информации: от требований до реализации защитных мер
1. Разработка требований в области информационной безопасности; описание передаваемых и принимаемых данных, обработка ошибок, нештатных ситуаций, журнализация (базовый уровень).
2. Идентификация. Основные схемы и протоколы аутентификации (базовый уровень).
3. Авторизация и доступ к информационным ресурсам. Ролевая модель. Токены.
4. Разбор логов.
5. Kibana. Grafana.
6. Отказоустойчивость и восстановление данных.
7. Сертификаты безопасности.
8. Мониторинг и наблюдаемость системы: паттерны, инструменты и протоколы.
9. Обзор паттернов, целей и средств мониторинга, сбора логов приложений и инфраструктуры (ELK, Prometheus, Graphana, Zabbix, Nagios).
Итого на курс 24 часа: теория – 10 ч (40%), практика – 14 ч (60%)
-
X. Тестирование, внедрение и сопровождение ПО
1. Типы и уровни тестирования.
2. Тестирование функциональных и нефункциональных требований.
3. Управление дефектами и роль аналитика в этом процессе.
4. Проведение демо заказчику.
5. Поддержка и обслуживание ИС. Управление инцидентами и проблемами, ITIL, роль аналитика в поддержке ПО.
6. Обучение пользователей. Уровни службы поддержки.
7. Оценка результатов реализации.
8. План раскатки релиза и пилотирования. Особенности децентрализованных и централизованных систем.
Итого на курс 10 часов: теория – 4 ч (40%), практика – 6 ч (60%)
-
Итого на программу 250 часов: теория – 102 ч (40%), практика – 148 ч (60%)