Описание
Образовательная программа «Системный аналитик. Уровень Специалист» разработана с учетом международных стандартов и практик, таких как BABOK, SEBOK.
За время обучения вы в совершенстве овладеете ключевыми инструментами моделирования - UML, BPMN; научитесь работать с требованиями и проектировать комплексные решения, тренируя системное мышление во время выполнения практики.
Освоите основные архитектурные практики и особенности работы с интеграционными требованиями. Приобретете уверенность при работе с различными базами данных, научитесь проектировать пользовательские интерфейсы и использовать в своей работе ключевые аспекты обеспечения информационной безопасности.
Это фундаментальная программа, с примерами и практикой, занятиями с преподавателем, в рамках которой вы сможете вместе разобрать решение практических задач.
Обучение проходит в смешанном формате:
-
Самостоятельное изучение материалов курсов в системе дистанционного обучения (СДО). По окончании теоретической части каждого курса программы участникам будет предложен тест для проверки и подтверждения уровня знаний.
-
Практические сессии с преподавателем, на которых дополнительно разбирается каждый этап кейс-проекта, обсуждаются вопросы, а также можно познакомиться с опытом и кейсами коллег.
Баланс теории и практики - 40\60, что позволяет сосредоточиться на практических аспектах и сформировать востребованные навыки у выпускников программы.
удостоверение о повышении квалификации государственного образца
Целевая аудитория
Предварительная подготовка
Для поступления на программу: знать основы программирования, основы алгоритмов, быть знакомым с Git, Jira, confluence. Иметь базовые навыки бизнес-анализа и документирования. Опыт работы в системном анализе и/или в ИТ от 1 года.
Разбираемые темы
-
I. Фундаментальные компетенции системного аналитика: основы теории, технологические стеки и практические методы
1. Основы теории систем: понятия, принципы и подходы к анализу, синтезу и моделированию информационных систем, процессов и технологий.
2. Методология системного анализа. Роль системного аналитика.
3. Как тренировать системное мышление.
4. Основные технологические стеки в разработке ПО. Тренды и перспективы развития.
5. Особенности работы с каждым типом ПО: веб, десктоп и мобильное программное обеспечение.
6. Искусственный интеллект и Machine Learning.
7. Применение ChatGPT в работе системного аналитика.
8. Принципы объектно-ориентированного анализа и проектирования.
9. Применение «лучших практик» программной инженерии (паттерны проектирования).
Практика: Описание предметной области для E-commerce проекта. Создание концептуальной модели. Бизнес-игра на интервьюирование заказчика и создание модели предметной области. Практика направлена на тренировку применения объектно-ориентированного анализа и системного мышления.
Итого на курс 17 часов: теория — 10 ч., практика — 7 ч.
-
II. Методологии и технологии разработки программного обеспечения
1.Процессы итерационной разработки и инкрементальной поставки ПО (включая SDLC). Номенклатуры проектной документации.
2. Релизный цикл, CI/CD.
3. Управление неопределенными требованиями. Управление рисками.
4. Управление заинтересованными сторонами и их группами. Управление ожиданиями. RACI-матрица.
Практика: Выбор методологии разработки приложения для омниканального интернет-магазина. В ходе практики участники не только выбирают подход, но и анализируют его влияние на бэклог, приоритезируют доработки, используя User Story Map.
Итого на курс 16 часов: теория — 6 ч., практика — 10 ч.
-
III. Работа с требованиями: анализ, документирование, управление
1. Описание бизнес-процессов по модели “Как есть” (AS IS).
2. Описание бизнес-процессов по модели “Как должно быть” (TO BE).
3. Изучение методов сбора требований. Разбор расширенных вопросов проведения «мозговых штурмов», фокус-групп, анкетирования, опросов, наблюдений и интервью. Прямое и опосредованное взаимодействие с заказчиком методами симуляций (деловых игр), рабочих сессий (workshops).
4. Анализ и декомпозиция требований. Работа с переходными требованиями. Влияние нефункциональных требований на архитектуру.
5. Документирование, описание и анализ требований. Применение Use Case, User Story. Разработка артефактов системного анализа. Применение корпоративных стандартов в разработке документации.
6. Верификация и валидация требований.
7. Жизненный цикл требований.
8. Выбор и согласование критериев и подходов к приоритизации требований. Определение приоритетов в реализации требований и их пересмотр на регулярной основе.
9. Требования в продуктовой разработке: понятие дорожной карты продукта, MVP.
10. Подготовка требований к повторному использованию. Оценка и управление изменениями в требованиях.
11. Прямая и обратная взаимная трассировка требований на компоненты решения и тестовые сценарии.
12. Согласование и утверждение требований.
13. Прототипирование пользовательских интерфейсов: wireframe, Balsamiq, DrawIO, FigJam. Основы работы с Figma. Карта клиентского опыта: CJM.
Практика: Выделение функциональных требований на основе контекста и формулирование их в виде user story. Определение критериев приемки user story. Разработка диаграммы вариантов использования (use case) и ее описание по шаблону. Проектирование макета экранной формы для мобильного приложения под соответствующий сценарий.
Итого на курс 39 часов: теория — 15 ч., практика — 24 ч.
-
IV. Моделирование процессов: нотации и диаграммы
1. Расширенные вопросы моделирования и документирования требований к архитектуре ПО, в том числе на уровне компонентов.
2. Диаграммы информационных потоков (IFD) и их место в анализе и проектировании систем.
3. Нотации семейства IDEF: IDEF0/1X.
4. Нотация моделирования бизнес-процессов BPMN 2.0.
5. Язык UML 2.x (продвинутый уровень): диаграммы классов, вариантов использования, последовательности, деятельности, состояний, компонентов, развертывания.
Практика: моделирование бизнес-процессов проекта в нотации BPMN. Проектирование деталей решения с использованием диаграмм UML.
Итого на курс 32 часов: теория — 8 ч., практика — 24 ч.
-
V. Основные архитектурные практики для системного анализа
1. Понятия архитектуры: основные термины и определения, критерии качества архитектуры. Клиент-серверная архитектура.
2. Монолит и микросервисы: какой архитектурный стиль выбрать. Современные подходы к архитектурному проектированию.
3. Виды требований и атрибуты качества. Архитектурно значимые требования.
4. Применение архитектурных паттернов: от базовых до продвинутых стратегий проектирования.
5. Как управлять критериями надежности сервисов (SLA, SLO, SLI).
6. Использование ArchiMate как инструмента моделирования и проектирования систем.
7. Погружение в методику C4 для наглядного и эффективного проектирования архитектуры.
8. Освоение нотации 4+1 для анализа и проектирования архитектуры.
9. Принципы предметно-ориентированного проектирования (DDD).
10. Архитектурные стили: событийно управляемая архитектура.
Практика: выбор архитектурных стилей в соответствии с бизнес-целями проекта. Разработка контекстной диаграммы. Разбиение системы на модули\микросервисы и их отображение на компонентной диаграмме.
Итого на курс 34 часов: теория — 14 ч., практика — 20 ч.
-
VI. Как хранить и обрабатывать данные
1. Проектирование моделей данных. Построение логической и физической модели. ER-диаграмма. Проектирование типов связей для реляционной СУБД.
2. Реляционные и нереляционные базы данных: обзор, особенности и гарантии доступности.
3. Современные тактики производительности реляционной базы данных: нормализация, денормализация, индексация, Read Replica.
4. Хранилища данных. Основы ETL: сильные стороны, метрики и методы оптимизации.
5. SQL: основные и сложные запросы. Операторы DDL.
Практика: проектирование и документирование модели данных приложения. Разработка ER-диаграммы. Выбор типа БД.
Итого на курс 30 часов: теория — 12 ч., практика — 18 ч. -
VII. Интеграционная архитектура и методы: от требований до практических решений
1. Интеграционные требования.
2. Роль аналитика в разработке интеграционных решений.
3. Как выбрать вид интеграционного решения в зависимости от бизнес-потребности.
4. Описание интеграционного взаимодействия в нотации PlantUML.
5. Документирование интеграционного взаимодействия.
6. Как описать обработку ошибок и нештатных ситуаций.
7. Интеграции в архитектуре. Понятие шины данных ESB.
8. Основы построения информационных сетей.
9. Технологии виртуализации. Отличие виртуализации от контейнеризации, stateless и stateful приложений.
10. Выбор между синхронной и асинхронной коммуникацией: анализ преимуществ и влияние на надежность системы.
11. Шаблоны коммуникации в контексте приложений и микросервисной архитектуры: применение и практические сценарии.
12. Синхронное взаимодействие и REST: основы, генерация API и управление версиями.
13. REST API: рекомендации по дизайну, блокировкам, кешированию и версионированию.
14. OpenAPI Spec: интеграция и API First подход в создании удобных и гибких интерфейсов.
15. Понимание концепции CRUD. Разработка дизайна REST API.
16. Работа с различными форматами хранения и передачи данных (сообщения JSON, документы XML, XSD).
17. Основы протокола SOAP (XML, XSD).
18. Использование инструментов: Swagger, Postman.
19. Обзор GraphQL.
20. AsyncAPI и принципы асинхронного взаимодействия: организация топиков и безопасность сообщений.
21. Технологии асинхронного обмена сообщениями: RabbitMQ и Kafka в сравнении.
Практика: проектирование интеграционного решения для приложения. Проектирование REST API. Разработка диаграммы потоков данных.
Итого на курс 42 часов: теория — 20 ч., практика — 22 ч.
-
VIII. Безопасность информации: от требований до реализации защитных мер
1. Разработка требований в области информационной безопасности. Описание передаваемых и принимаемых данных, обработка ошибок, нештатных ситуаций, журнализация.
2. Идентификация. Основные схемы и протоколы аутентификации.
3. Авторизация и доступ к информационным ресурсам. Ролевая модель. Токены.
4. Разбор логов.
5. Популярные панели мониторинга для анализа данных, визуализации и оповещения: Kibana и Grafana.
6. Отказоустойчивость и восстановление данных.
7.Сертификаты безопасности.
8. Мониторинг и наблюдаемость системы: паттерны, инструменты и протоколы.
9. Обзор паттернов, целей и средств мониторинга, сбора логов приложений и инфраструктуры.
Практика: формулирование нефункциональных требований к системе в виде сценариев атрибутов качества: производительность, доступность, надежность, защищенность. Описание сценариев аутентификации с использованием внешнего сервиса. Описание основных ролей и их полномочий.
Итого на курс 22 часов: теория — 10 ч., практика — 12 ч.
-
IX. Тестирование, внедрение и сопровождение ПО
1. Типы и уровни тестирования.
2. Тестирование функциональных и нефункциональных требований.
3. Управление дефектами и роль аналитика в этом процессе.
4. Проведение демо заказчику.
5. Поддержка и обслуживание ИС. Управление инцидентами и проблемами, ITIL, роль аналитика в поддержке ПО.
6. Обучение пользователей. Уровни службы поддержки.
7. Оценка результатов реализации.
8. План раскатки релиза и пилотирования. Особенности децентрализованных и централизованных систем.
Практика: составление детального описания тестового сценария для части проектируемого функционала. Подробная проработка альтернативных сценариев. Разработка BPMN-диаграммы для обработки инцидента аналитика. Выбор настроек для обеспечения контролируемого внедрения в продуктивную среду.
Итого на курс 18 часов: теория — 8 ч., практика — 10 ч.
-
Сквозной практический проект
Разработка омниканального интернет-магазина по продаже продуктов питания для крупной торговой компании, на основе микросервисной архитектуры с учётом интеграции с существующим IT-ландшафтом заказчика. -
Итого на программу 250 часов: теория – 103 ч (40%), практика – 147 ч (60%)